Дихотомия «естественные науки – гуманитарные науки»: история козникновения и теоретические обоснования

 

Дихотомия- различие, деление, дифференциация. Подразделение наук на естественно-научное и гуманитарное зна­ние зарождается в Новое время при стремительном развития эксперименталь­ной науки в Европе. Оказывая влияние на развитие материального производства, способствуя техническому прогрессу, прикладная наука отделялась от умозрительных рассуждений богословов, философов, гуманитариев, результаты дея­тельности которых не были связаны с про­изводственным процессом. Естествозна­ние – опытная наука о природе и человеке как природном существе – четко противопо­ставлялось гуманитарному знанию, объек­том которого был человек как лич­ность, его духовное начало. Методологичес­ки науки о природе и науки о духе опирались на противоположные основания.

Естество­испытателю необходимо объяснить окру­жающие явления. На основе наблюдений и экспериментов он формулирует общие за­коны, которым подчиняются все объекты его исследований. Гуманитария интересуют смысловые и ценностные детерминанты че­ловеческих поступков, индивидуальность, амбивалентность человеческой природы, многозначность всех проявлений человечес­кого духа, находящих отражение в филосо­фии, искусстве, литературе. На пер­вый план выходит задача понимания, погру­жения в другую культуру, благодаря которым ему удается интерпретировать идеалы, по­мыслы, мотивы поступков людей в ту или иную историческую эпоху, увидеть движе­ние человеческого духа.

Объект исследования для гуманитари­ев - человеческая индивидуаль­ность и уникальность, несводимая к незыб­лемым общим законам. Если естественные науки имеют дело с материальными пред­метами, доступными непосредственному или опосредованному наблюдению, то социально-гуманитарные науки осуществляют процесс познания через сово­купность знаковых, символических систем (тексты, произведения искусства). Невозможнос­ти сведения общественного бытия к опре­деленным закономерностям, нивелировке уникальности конкретного индивида или явления, рассматривалось как непреодолимое препятствие на пути взаимодействия есте­ственных и социально-гуманитарных наук.

Все началось с исторической науки. Во втор.пол. XIX – пер. пол. XX в. водо­раздел между естественно-научным и соци­ально-гуманитарным знанием усугубляется возрастающей специализаци­ей отдельных наук, своеобразием их методологических установок и концеп­туальных оснований. Сформировался целый комплекс узкоспециальных научных дисцип­лин, сконцентрированных на изучении кон­кретных природных и общественных явле­ний, их свойств и закономерностей, которым они подчиняются.

Развитие новейших естественно-научных дисциплин (синергетики, кибернетики, тео­рии информации), оперировавших поняти­ями, ранее являвшимися прерогативой гу­манитарных наук, позволило по-новому подойти к исследованию человеческого об­щества. Категории «цель», «смысл», «цен­ность» оказались необходимыми в ходе описания природных процессов, а живые природные и даже искусственные системы нередко наделяются человеческими качества­ми (кварки, изучаемые в квантовой физике, наделяются «странностью», «прелестью», «очарованием»).

Поставленная перед необходимостью реше­ния важнейших глобальных проблем совре­менности, носящих комплексный характер, научная общественность нуждается в тесном междисциплинарном общении и во взаимо­действии. Реальная угроза существованию человеческой цивилизации обусловила науч­ную интеграцию, в рамках которой и должна осуществиться теоретическая проработка этих проблем, среди которых приоритет при­надлежит формированию взгляда на чело­века как на целостное существо.

Традиционные представления понимания общества - обособившаяся часть природы. На обществознание воз­лагалась миссия устанавливать законы общественного развития, ис­пользуя методы естественных наук. Но очевидным становилось, что общество обладает спецификой, и лишь в определенных аспектах к исследованию не­которых общественных явлений применимы методы естественных наук. Нормы и ценно­сти классической науки, приверженной концепции реализма противоречили специфике социально-гуманитарного познания. Прежде всего потому, что гуманитарное познание ориентировано на постижение человека, человеческого духа, культу­ры. Значит, метод «объективного» или «внешнего» описания общества должен сочетаться с методом его изучения «изнутри», с точки зрения людей, образовавших социальные и экономические структуры и дей­ствующих в них. Здесь приоритетное значение остается за постижени­ем (экспликацией) смысла: не столько объяснение (как в естественных науках), сколько понимание. Недостаточно в гуманитарном познании и описание исследуемых процессов, которое имеет большое значение в естествознании. Гуманитарное познание не «вписывалось» в традиционные представления о рациональности, о противоположности субъекта и объекта познания, об объективности познания и проблемах относительности истинности знания и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: