Социокультурная обусловленность и особенности социально-гуманитарного знания

 

Специфика социального (гуманитарного) познания:

1. Предмет социального познания - мир человека, а не просто вещь как таковая. Данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек как автор и исполнитель, познаватель. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п., где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели и т.п. Обычно это субъект-субъектное познание.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный интерес - динамика, общество практически лишено стационарных состояний. Поэтому главный принцип его исследования - историзм, который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных науках, чем в естествознании.

3. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-общего закономерного.

4. Социальное познание - ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, всегда осмысленного бытия. М. Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук - установить, "есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире". Но в решении данного вопроса должны помочь религия и философия, но не естествознание, ибо оно таких вопросов практически не ставит.

5. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого) и "субъективными" (установки, взгляды, цели). Они указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности: политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.

6. Важное значение в социальном познании имеет процедура понимания как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.

7. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники. Происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении.

8. Весьма сложным и очень опосредованным является характер взаимосвязи объекта и субъекта. Связь с социальной реальностью обычно происходит через источники - исторические (тексты, хроники, документы и т.д.) и археологические (материальные остатки прошлого). Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарные - на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме и которым присуще значение, смысл, ценность. Текстовая природа социального познания - характерная его черта.

9. Преимущественная ориентация на "качественную окраску событий". Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, компьютеризации, формализации знания и т.п.

10. В социальном познании нельзя пользоваться научным оборудованием - все это должна заменить "сила абстракции". Велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Если классификация наук - их расчленение "по вертикали", то периодизация - их развертывание "по горизонтали", т.е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов.

Социальная обусловленность – наука в обществе приобретает статус социального института; наука также социально ориентирована (статус научного работника, система подготовки кадров)

Культурная обусловленность – без науки немыслимы система образования, экономическая деятельность, социально-политическое прогнозирование, разработка фундаментальных проблем мировоззрения; наука как часть культуры.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: