Древние греки называли историю «наставницей жизни», а историка – «передатчиком времени». В новое время отношение к истории изменилось. Гегель считал, что «единственное, чему мы можем научиться у истории, – это тому, что она никого и ничему не учит».
История изучаюет конкретные факты в условиях времени и места, и главная ее цель -систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.
Объект - человеческое общество во всем многообразии его прошлого, в его развитии и изменении. Общество, ибо история, наряду с социологией, философией, этикой, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе. Общество прошлого, ибо история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим. Общество во всем многообразии его прошлого, ибо история ищет не только, а может быть, и не столько повторения, типичности в прошедших эпохах и событиях, но – уникальности, единичности, неповторимости. Человеческое общество, ибо история есть наука о человеке, исследующая прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности. Общество прошлого в его развитии и изменении.
Историк лишен возможности наблюдать объект изучения непосредственно. Прошлое общества отделено от него временем, оно не дано ему в полном объеме, в богатстве реальной, многообразной социальной жизни. Оно всегда доходит до него в искаженном виде, разница лишь в степени и причинах искажения.
Исторический метод. История - одна из древнейших дисциплин социального познания. В ней свои методы исследования исторических фактов, их интерпретации, способов реконструкции исторических событий и т. д. Исторический подход к социальным явлениям универсальный. Философия истории анализирует проблем исторического познания, имеющие методологическое значение: направленность исторического процесса, существование закономерностей развития общества, соотношение идиографических и номотетических методов, возможности и ограничения использования герменевтики для истолкования исторических фактов, критерии достоверности исторических фактов и др. Рассматривает исторические факты как индикаторы, позволяющие судить о состоянии общественного сознания в конкретный период, оценивает их значимость, выявляет связь с другими историческими фактами, реконструируя направленность исторического процесса в конкретный период.
Исторические факты – это объективно существующие факты действительности, находящиеся в определенных пространственно-временных рамках: события, процессы, явления как таковые. Содержание их не зависит от толкования. Анализ, сопоставление, преобразование этой информации приводят к тому, что рождается научный исторический факт. Он отражает реальность прошлого, реконструирует факты прошлого на основе почерпнутой из источников информации, осмысленной, преображенной его сознанием.
Структура исторического факта: как реальность прошлого как факт, событие; как реальность прошлого, отраженная в источниках как фиксация события; как результат научной интерпретации реальности прошлого, отраженной в источниках как научный исторический факт, как знание.
Одни источники представляют собой часть отошедшей в прошлое реальности, ее реликты (орудия труда, монеты, археологические памятники и т.п.). Другие сообщают о прошлом, описывая, оценивая, изображая его (летописи, художественные произведения, воспоминания, дневники и пр.). Первые принято называть остатками, дающими непосредственную информацию об исторических событиях, вторые – преданиями, сообщающими о них опосредованно, сквозь призму сознания повествователя.
Любой источник субъективен, ибо отражает прошлое в форме личных, субъективных образов. Но вместе с тем он представляет собой форму отражения объективного мира, эпох, стран и народов в их реальном историческом бытии. В этом смысле исторические источники - основа познания исторической действительности, дающая возможность реконструировать события и явления.
Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное. С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт - событие - характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление - отражающий типичное, общее; факт - процессы - определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты - процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.