Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

 

Диалогическая природа социальности и культуры. А. Платонов: размыш­ляющий человек беседует. Лотман: элементарный акт мышления – перевод, а элементарный механизм перевода - диалог. Диалог - форма и условие бытия человеческого мышления, т.к. по­требность в передаче опыта Другому - один из стимулов, обусловивших появление языка, а затем и мышления. Лотман: возможность диалога (и его необходимость) обуслов­лена, во-первых, наличием семиотических различий (а внутренний диалог это поиск наиболее адекватного сло­весного выражения мысли). Во-вторых, диалог возможен при наличии общей семиотической основы, при абсолютном различии языков диалог невозможен; в-третьих, диалог существует при взаимной заинтересованности участников и способности преодолеть семиотические барьеры. Диа­лог - первичная основа, на которой возникают рефлексия, общение, информирование, коммуника­ция. Все это предполагает использование разнообразных знаковых средств культуры и преследует социаль­но (и личностно) значимые цели. Бубер: диалог - отношение к миру вещей, природы, как отноше­ние к Б-гу и людям. Виды отношения человека к миру: а) отно­шение и действие, подчиненное утилитарным целям, б) отношение к предметам, людям, Б-гу как к собеседнику и другу. Сущность такого отношения - любовь, т. е. устремленность к собеседнику. При этом каждый из участников такого диалога остается самим собой. В данной интерпретации диалог - и межличностное взаимодействие, и диалог культур, и внутри культуры. Диалог - область взаимопонимания личностей, их слияние.

Рефлексия — внутренний диалог, самоанализ, размышление, направленное на осмысление и обоснование своих переживаний и поступков.

Бахтин: социальное бытие – со-бытие, т. е. совместное бытие, предполагающее наличие двух и более сознаний. Со-бытие реализует­ся в Поступке ответственно поступающей личности. Бытие - диалог, который продуктивен при условии, если это диалог двух равноправных личностей. В таком диалоге личность бессмертна. Библер: диалоги­ческая природа культурного процесса. Культура живет и обо­гащается при конструктивном диалоге с другими культурами. В процессе диалога культура отождествляет себя с другой, но остается собой. Без диалога куль­тура вырождается. Он понимает под культурой искусство, но неправомерно отождествление их, т.к. искусство — часть культуры, ее элемент.

Кроме диалога есть общение — сложный процесс установления контактов между людьми, порождаемый по­требностями в совместной деятельности и включающий обмен опытом, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние другого человека. Общение включает и речевое взаимодей­ствие. Общение - способ воспро­изводства и порождения социального опыта. Слово «общение» однокоренное со словом «общество», т.к. под общением понимается и обмен деятельностью и ее результатами. Общество, общественные отношения и общение - взаимосвязанные: без общения общественные отношения не суще­ствуют, и общение невозможно без общества. Существуют прямое и непосредственное и косвенное, опосредованное общение. Косвенное возникает с развитием культуры и созданием предметных и знаковых форм, обеспечи­вающих кодирование, хранение и тиражирование информации. Между общением и диалогом есть различия. Общение, в отличие от диалога, не обусловлено устремленностью к собеседнику, не требует эмоцио­нального сопереживания, оно эмоционально нейтрально, конструктивно и в значительной мере формально. Оно институализировано, нормативно регламенти­ровано, технологично.

Информирование — однонаправленный процесс передачи сообще­ний о событиях, фактах, расширяющий диапазон знаний и опыта адре­сатов информации и меняющий их поведение. Понятие информации исследуется информатологией - наукой об информации, о закономерностях передачи, получения и использования информации. Информация ценностно нейтральна. Она приобретает ценностное содержание в зависимости от того, как используются информационные технологии и предостав­ляемые ими возможности. Информирование - вид речевого действия, имеющего монологичный ха­рактер и использующий технические средства для кодирования, хранения и трансляции информации.

Коммуникация (лат.сообщение, передача) — тип взаимодействия, предполагающий информационный обмен. Он возможен, если пере­даваемая информация кодируется в соответствующих знаковых системах. Репрезентация - необ­ходимый посредник коммуникации. Информация должна быть декодирована адресатом, а это предполагает согласие сторон по поводу использования кода, с помощью которого информация репре­зентируется. Существенное значение имеет содержание сообщения. 3 требования: новизна, а иначе не несет никакой информации адресату: значимость для адресата, иначе адресат не станет ее получать; понятность, т. е. отвечать требованию информативности (информатив­ность - количество информации, которая будет воспринята и понята адресатом). Коммуникация несводима к информированию, но предполагает наличие интеркультурного опыта как предпосылки взаимопонимания, т.е. это явление диалогиче­ского характера. Иногда диалог и коммуникация отождествляются. Ясперс: смысл мировой истории в общечеловепческой коммуникации во времени и пространстве поверх культурных барьеров.

Коммуникативность - это условие создания нового знания, т.к. познание возможно только если существует знание, вос­требованное обществом и являющееся основанием нового знания. Но наличное знание может стать основанием нового знания при условии, если оно становится достоянием всех, кто производит новое знание. А это предполагает наличие коммуникации. Коммуникация в широком смысле - аспект социального взаимодействия, что предполагает коммуникативное действие, т.е. сознательно ориен­тированное на смысловое восприятие. Основная функция коммуникации - достижение социаль­ной общности при сохранении индивидуальности участников и самого сообщения. Структура коммуникации: два и более участника, владеющие нормами одной семиотической системы (язык, его правила); ситуация (объект), которую стремятся осмыслить и понять; тексты, выражающие смысл ситуации в языке семиотической системы; мотивы и цели, делающие тексты направленными и побуждающими передавать и принимать ин­формацию; процесс передачи информации. В коммуникации два слоя: внутренний - целевая установка коммуникации, и внешний - лингвистическое оформление коммуникации. Целевая установка может быть выражена явно (истинная или неправдивая), либо быть скрытой. Если о цели адресату известно, он может доверять либо сомневаться в ее правдивости. Скрытая цель может быть для подведения партнера к самостоятельному выводу о необходимости реализации цели, или для односторонней выгоды. Содержание - действия по построению текста со­общения и его реконструкции со стороны адресатов. Содержание и характер коммуникации зависят от мотивов и целей, определяющих смысл текста. Передача текста сообщения предполагает использование кон­кретных лингвистических и технических средств. Основная единица коммуникации — сообщение или текст. Любой культурный объект обладает символическими средствами, т.е. он может быть рассмотрен как текст, несущий информацию, и значит средством коммуникации является вся культура. Т.е., и коммуника­ция - явление системного порядка. У средства коммуникации иерархическая структура: сообщение, текст, специализиро­ванная культурно-семиотическая подсистема (языки науки, искусства и т. д.); локальная культурно-семиотическая подсистема (националь­ные языки); глобальная семиотическая система (интернациональный специализированный язык, язык межнационального общения). Ком­муникация - это система и процесс. Услови­е коммуникации - общий язык и общие правила его использо­вания. Есть каналы и правил передачи информации (се­миотические, этические, правовые). Каждое действие может быть рассмотрено как коммуникативное и оно требует понимания. Но коммуникативное лишь действие, которое предполагает передачу информации, это его мотивация.

Типология процессов коммуникации: по характеру субъектов (межличност­ная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная, публичную и т. п.); по формам коммуникации (вербальная, невербальная); по уровням проте­кания коммуникации (обыденная культура, специализированная прак­тика (в науке)).

В самом широком смысле коммуникация — одна из основ челове­ческой жизнедеятельности, не обязательно со смыслом (игры): информационный обмен, интеллектуальный процесс. Выделяется экзистенциальная коммуникация как акт обнаружения Я в Другом, это основа экзистенциального отношения между людьми, процесс само­определения человека в мире. Витгенштейн: коммуникация - комплекс языковых игр, с семантико-прагматическими правилами и принципиальными ограничениями.

Сначала была непосредственная коммуникация (ученик-учитель). Потом дополняется перепиской, научными журналами и книгами. Возникают способы хранения, распространения научной ин­формации. Расширяются средства научной коммуникации, сегодня - это СМИ и сеть Интернет. Есть трансляция знания от поколения к поколению и горизон­тальные связи между учеными (конфе­ренции, конгрессы).

Апель: нужно вырабатывать ком­муникативную этику, чтобы выявить принципы коммуникативного сообщества. Эффективная коммуникация зависит от доверия к участнику коммуникации и выражения истины и ее рациональной аргумента­ции, которая соответствует этике ученого. Хабермас: коммуникация - коммуни­кативное действие, упорядоченное обязательными нор­мами и ориентированое на взаимопонимание. Участник коммуника­ции может быть критиком. Коммуникаци может быть затруднительной из-за различия культур и научных традиций и в силу существования конкурирующих научных программ, многообразия точек зрения, идеологической нетерпимости. Лекторский: устранить различия можно через роль идеалов, нравственных ориентиров, без которых человеческая деятельность теряет смысл. Диалог, продуктивная коммуникация возможны лишь как взаимо­понимание индивидов и недопустимость навязывания идей. Поэтому условие коммуникации в науке - толерантность. Толерантность как возможность взаимо­понимания - уважение без принятие мнение и взаимодействовать. Толерантность как снисхождение (религиозные взгляды, специфи­ческие ценности различных культур и т. п.) - не вступать в дискуссию. Толерантность как расширение собственного опыта -способность и необходимость видеть в иной позиции то, что может помочь в решении проблем. Но нельзя терпимо относиться к тому, что противоречит познавательным истинам (преступления против морали и права).

Толерантность создает возможности конвенций (соглашений) ученых по ряду проблем, а также о возможностях и ограничении практики индоктринаций - внедрения представлений в научной среде, и их массовое распространение. Конвенция - это познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договоренности или соглашения субъектов познания. Это прямое следствие диалогического коммуникативного характера процесса познания.

Концепция «понимающей социологии» М. Вебера: присутствие разных соглашений в базовых формах социального действия, в том числе действий в познании. Поппер: у конвенций социальная природа, т.к. в каждом человеческом действии необходимо выявлять сочетание объективных законов и норм конвенций. Необходимо различать законы природы (факты науки) и нормы, являющиеся ре­зультатом установленных конвенций в обществе. Искусственность конвенций в том, что они сознательно конструируются, их можно оценивать и изменять, нести за них моральную ответственность.

Особая сфера существования конвенций — язык. Знак языка имеет интесубъективное, конвенциональное значение наряду со смысловым словоупотреблением. Но конвенции в языке, в отличии от науки, мо­гут быть результатом традиции, привычки, культурных стереотипов, молчаливого соглашения. Они незримо присутствуют в обыденном сознании человека, формируя некоторую картину мира.

В научно-познавательной деятельности имеются следующие типы и функции конвенционального общения, влияющие на ход и результат научного познания: а) оформление знания в виде текстов (формальная коммуникация); б) применение принятого в данном научном сообще­стве унифицированного научного языка, стандартов и конвенций, формализаций для представления знания; в) передача системы предпосылочного знания (мировоззренческих, методологических и иных нормативов и принципов); г) конвенции, возникающие при передаче парадигмы, научной традиции, неявного знания, не эксплицированного в научных текстах и передаваемого только в ходе совместной научно-поисковой деятельности; д) очевидные кон­венции в научно-познавательной деятельности - языки (естественные и искусственные), другие знаковые системы, логические правила, еди­ницы и приемы измерения.

Конвенции способствуют реализации коммуникативных форм познания (аргумен­тация, опровержение).

При установлении конвенций возникают проблемы: вы­яснение предпосылок (субъективных и объективных) их образования; определение способов введения в обыденное и научное знание и процедура их исключения; проблема явных и неявных конвенций. Поппер: проблема конвенций ре­ально возникает, когда возникает вопрос о выборе теории. Вариантов выбора множество: допущения adhoc, (конвенциональная уловка), теория, выдержавшая наиболее жесткую экспериментальную проверку, критерий полезности. Но главное - строгость проверок и надеж­ность в результате проверок.

В познании конвенции заключаются не всем сообще­ством в целом, а теми учеными, которые образуют элитную группу и формируют мнения и принципы деятельности научных сообществ. Сегодня принятые конвенции отвечают принципам рациональности.

Достижение конвенций не всегда гарантировано. Единодушное их принятие - консенсус, несогласие - диссенсус. Методологический консен­сус - принятие конвенций в отношении когнитив­ных стандартов для выбора центральной проблемы, предпосылок ее исследования, приемлемых теоретических подходов, полезных методик. Но достижение или недостижение консенсуса не являются решающими факторами, т.к. постоянные дискуссии присущи исследователям.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: