Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания

 

Текст в социально-гуманитарном познании - главный ис­точник информации, благодаря текстам мы по­лучаем возможность осмыслить свою историю. Текст - также средство самовыражения человека, в этом качестве он выступает как важнейшее средство познания создавшего его человека. Творения человеческого духа получают выражение и реали­зацию посредством текстов. Поэтому текст - важнейший предмет гу­манитарного познания. В психолингвистике текст определяется как совокупность выраженных средствами языка смысловых блоков, под­чиненных основному замыслу или целевой установке. Он - опреде­ленная совокупность высказываний, подчиненных замыслу автора. Если этой цели нет, то это совокупность знаков. Язык — средство выражения смысловой информации, содержащейся в тексте. Критерий понимания текста - ориентация в основном за­мысле, экспликация смысла. В тексте автор объективировал свои субъективные смыслы, но текст содержит бесконечную смыс­ловую перспективу. Текст создается благодаря язы­ку, т. е. знаковой системе любой физической природы, выполняющей познавательную, коммуникативную и регулятивную функции. Знак это материальный предмет, воспроизводящий (обозначающий) пред­меты, их свойства и отношения и не имеющий с ними физического сходства. Любой знак языка обладает объективным, конвенционально закрепленным за ним значением и содержит потенцию личностных смыслов. Любой знак языка обладает способностью образовать бесконечное множество сочетаний с другими знаками, получать новые значения и смысловые оттенки. Смысл опре­деляется из синтаксической связи слов и той синтаксической формы, которая им придается. Анализ текста - не только синтаксический анализ, но и семантический, т. е. соотнесение вы­ражений языка с денотатом, с тем, что данное слово обозначает. По­нимание текста имеет своим необходимым условием знание значений знаков языка. Но понимание не исчерпывается таким буквальным значением текста, а предполагает экспликацию смысла, т. е. нахождение смысла, которое предполагал автор, а также наделение текста новыми смыслами. Кассирер: основополагающие понятия каж­дой науки, средства, которыми она ставит вопросы и формулиру­ет выводы - не пассивные отражения данного бытия, а созданные самим человеком интеллектуальные симво­лы.

Анализ текста направлен на выявление скрытого содержания. Микешина определяет два принципа ра­боты с текстом: целостность и историзм. Принцип целостности обязывает усматривать связь не только между фрагментами текста, но также с другими текстами этого автора, авторов того же направле­ния. Принцип историзма обязывает видеть связь между текстом и историческим моментом, когда он был создан.

В самом общем виде текст - целостная система знаков языка, подчиненных единому смысловому целому. Текст - дискурсивное единство, обладающее многосмысло­вой структурой, способной порождать новые смыслы. Текст передает не только свой собственный сознательно закодиро­ванный в знаках смысл, но и возможность порождения тех смыслов, которые в нем сознательно никем не кодировались, но которые в нем потенциально содержатся. Это происходит: Во-первых, в силу различия между языком и речью, которая индивидуально неповторима (словарь, грамотность и пр.). Во-вторых, есть объективное значе­ние знака и смысл, несводимый к знакам языка, т.е. возможно буквальное декодирование либо выявле­ние глубинного смысла, требующего активности воспринимающего. В-третьих, в восприятии происходит встреча автора и читателя, читатель может обогатить либо обеднить текст; может выявить смысл, заложенный автором, или смысл, которого автор не предполагал. В-четвертых, в тексте может содержаться несколько смыслов: который автор стремился передать, и которые оказались заложенными помимо воли авто­ра. В-пятых, восприятие текста осуществляется в определенном кон­тексте, который неизбежно выявляет смыслы, которые ак­туальны именно для данного контекста (культурного, исторического, политического и т. п.). Текст сохраняется долгое время, что неизбежно осовременивает его содержа­ние и смысл. Историк погружает текст в современный контекст и потому всякая подлинная исто­рия есть история современная.

В герменевтике различают мифоповествовательный текст (устное предание, фольклор) и письменный сложноорганизованный текст. Различны по структуре, по богатству заложенных в них смыслов. В семиотике понятие текста включает и все смыслообразования, передаваемые языками культуры.

Любой текст - выразитель социальных отношений и хра­нитель социального опыта, социальной памяти. Как особая реаль­ность текст может быть понят в качестве некоторой единицы методо­логического и семантического анализа. Поэтому социальное познание всегда осмысление, поиск смысла и наделение смыс­лом письменных источников, исторических фактов, предметов, кото­рые создавались в определенную историческую эпоху, произведений искусства и т. д. Истинными источ­никами исторического синтеза являются не только до­кументы и критика, но жизнь и мысль, они заложены в фактах исто­рии, в самой истории. Поэтому наукой становится только знание как интерпретация.

Исторический (юридический, социальный и т. д.) факт специфичен в силу особенностей его знаковой природы (в языке). Поэтому требует интерпретации и понима­ния. Отсюда потребность в реконструкции, деконструкции и констру­ировании, направленных на выявление его глубинного исторического смысла. Любой факт сопровождается толкованием или пересказом. Но само толкова­ние становится фактом и подлежит новой интерпретации, толкованию и критическому переосмыслению.

Осмысленность человеческой деятельности с необходимостью де­лает ее нагруженной знаково-символическими средствами, которые несут информацию духовного содержания, выраженного материаль­ными средствами, т. е. в языках культуры. А бытие человека - это бытие человека интерпретирующего, осмысляющего, понимающего, рас­шифровывающего глубинные смыслы. Любая реальность обретает для нас существование через наделение смыслом. Реальность всегда наделена смыслами.

Поскольку текст - система знаков, подчиненных единому смысловому целому, постольку понимание текста зависит от языкового развития реципиента. Текст первичен по отношению к языку. Сложноорганизованный текст закодирован, а сам код неизвест­ен - его предстоит реконструировать. Текст, как правило, стоит на грани речевой правиль­ности, что создает дополнительные возможности смыслообразования. При осмыслении текста иногда язык текста неизвестен, и предстоит вна­чале овладеть языком данного текста, чтобы понять текст. Логика, регулирующая текст, состоит в вы­работке ассоциаций, и метафорических переносов, т.е. в тексте заключено не только множество смыслов, но осуществлена сама множественность смыслов.

Важное обстоятельство: в понимании тек­ста участвуют как логические, так и дологические компоненты познания. Отсюда значимость изучения пред-знания, пред-мнения в формах «жизненного мира», «повседневного знания», традиций.

Как соотносятся слово и его значение? Витгенштейн связы­вает значение слова с его употреблением в определенном контексте. Т.е., значение - нечто гибкое, изменя­ющееся в зависимости от контекста словоупотребления. Понимание осуществляется в ситуации многообразных способов употребления слов и выражений естественного языка в определенном контексте, ко­торое Витгенштейн называет «языковыми играми». Однако, по Витгенштейну, понимание осуществляется по правилам и нормам. Хотя люди действуют инстинктивно, они действуют по правилам, принятым в «лингвистическом сообществе».


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: