Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Проблема обоснования веры и знания

 

В повседневном словоупотреблении вера - убежденность в чем-либо. Но оно многоаспектно: духовная способность души непо­средственно знать сокровенные слои бытия, интуитивно постигать сущности; способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; способность оценивать высказывания и иные формы опосредованного знания без достаточных логических и фактических обоснований. В психологии вера - особое состояние психики, полное и безоговорочное принятие каких- либо сведений, явлений, событий или собственных представле­ний и умозаключений, которые могут в дальнейшем определять его поступки, суждения. У веры личностный характер, она определяет не только позна­вательные установки, но и поведение, поступки. Это неотъемлемый компонент межличностных отноше­ний, одно из важ­нейших условий совместного бытия. Вера играет большую роль в мировоззренческих установках личности, которые включают картину мира и то, что человек не может охватить разумом. Явления, которые не по­стигаются эмпирически, мировоззренческие вопросы, которые не даны человеку в опыте (проблема смерти, проблема сознания и т. п.) являются предметом веры. Соловьев: сила веры зависит не от внешних доказательств, а от особого психического акта. Вера опирается на волевые качества: безвольный ни в чем не уверен и ни во что не верит. Сомнение - антипод веры, но вера без сомнения неустойчива и теряется при любом факте, не соответствующем имеющейся информации.

Особенности веры зависят от личности, поэтому роль веры не может быть определена однозначно, т.к. вера может быть слепой, фанатичной. Иррациональной называют религиозную веру, а рациональной – связанную с обыденным и научным познанием. Иногда ото­ждествляют рациональную и иррациональную веру (любая вера фабрикация). Но это неправильно, т.к. иррациональная вера может касаться и устарелых догм (методы работы). Кун: кризисы и революции в науке из-за того, что ученные работают в рамках изжившей себя парадигмы, несмотря на ее опро­вержения. В Средневековье теологи искали рациональ­ные подтверждения религиозной веры (Августин: надо верить, чтобы понимать и понимать, чтобы верить).

По предмету, на который вера обращена: вера в реальность всего существующего воз­никает до формирования сознания и мышления, она не осознается и никогда не подвергается сомнению. Религиозная вера обращена к предельным основаниям бытия, трансцендентным сущностям. Она формируется благодаря духовной способности к непосредственному знанию сокро­венных явлений бытия, способно­сти интуитивного постижения мира. Рациональная вера - результат опосредованного познания мира, единый мир видится как расчлененный на множество разнообразных объектов, ее опора - относительно истинное знание. Она основана на способности признавать адекватность чувственных образов воспринимаемым явлениям и на способности оценивать высказывания и иные формы опосредованною знания (полученные в результате познания и практики предшествую­щих поколений) как истинные без достаточных оснований.

Рациональная вера предполагает проверку информации на соответствие действительности. Достоверность - надежность информации, то, что не вызывает сомне­ния, это отношение к информа­ции, субъективная уверенность. Жизнедеятельность невозможна без веры как доверия (дети доверяют родителям). Достоверность не объясняется, не доказывается, не обосновывается - она принимается как данность (мифология, религия). Витгенштейн: уверенность - не индивиду­альную достоверность, но то, что мы принадлежим к сообществу, объединенному наукой и воспитанием. Проблема достовер­ности имеет внутреннее основание в психологии человека и ба­зируется на коллективном опыте поколений.

Социокультурная обусловленность достоверности - в из­менении критериев оценки знаний, образа жизни, трудовой и иной деятельности как единственно правильных, эффектив­ных, получивших практическое подтверждение. Близко понятие здравого смысла, т.е. совокупности стихийно сложившихся пред­ставлений человека об окружающем мире и самом себе. В основании здравого смысла - практическое отношение к миру. Он формируется под влиянием опыта повседневной жизни и деятельности человека и объединяет обыденные знания, традиционные представле­ния и моральные ценности. В естествознании могут быть противоречия со здравым смыслом, а в социально-гуманитарном познании обращение к здраво­му смыслу часто выступает как показатель их достоверности. Это объясняется, интерсубъективностью здравого смысла, т. е. общностью и принци­пиальным сходством представлений, тем, что он выражает верную точку зрения, хотя и не проявляет понимания их глубинного смысла. Гуссерль: основа науки о «духе» и достоверности познания в «жизненном мире», обыденном опыте, который обладает достоинством непосред­ственно очевидного, первичного. Жизненный мир - это круг «уверенностей», которые принимаются человеком как практиче­ски апробированные и принятые на веру до их научного обоснования.

Здесь приобретает особое значение повседневность, обыденный опыт, которые являются для человека критерием достоверности. Хайдеггер усматривает достоверность как изначальную бытийную характеристику человека. Достоверность знания трактуется как укорененное не только в предметном мире (которому наше знание должно соответствовать), но и в самом бытии человека-в-мире, оно фиксируется в целостном контек­сте его языка и культурно-исторического опыта. Человек неотторжим от мира, он - часть его, он непосредственно переживает этот мир, сораз­мерен тому, что ему ближайшим образом открыто.

Доверие - важнейшее условие эффективности ком­муникации, его отсутствие делает коммуникацию невозможной. В процессе коммуникации вера - оценка информации как достоверной. Объект оценивания - яв­ляется любое знание, которое имеет субъект оценивания, так и исходящее от других. В коммуникации два слоя: внутренний - целевая установка коммуникации, и внешний - лингвистическое оформление коммуникации. Целевая установка может быть выражена явно (истинная или неправдивая), либо быть скрытой. Если о цели адресату известно, он может доверять либо сомневаться в ее правдивости. Скрытая цель может быть для подведения партнера к самостоятельному выводу о необходимости реализации цели, или для односторонней выгоды. В лингвистическом оформлении ком­муникации можно выделить как вербальные, т. е. словесно выраженные сообщения, так и невербальные средства. Через речь осуществляется непосредственный контакт участников, даже если исполь­зуются технические средства и формируется доверие к партнеру.

Можно верить в истину. Истина - соответствие знания действительности, что предполагает доверие к знанию. Но можно верить и в заблуждения при­нимать его за истину и не верить в знание, которое является истинным, т.к. вера и истина - феномены различной природы. Вера в истинность знания не устанавливается простой конста­тацией факта научного открытия или некоторого сообщения, она основывается на обосновании, а оно, в свою оче­редь, основывается на вере. Обоснования веры в знания о мире в философии: а) «наивный реализм», т. е. представление что мир таков, каким он является в ощущениях и восприятиях, оно основано на вере; б) социокультурная обусловленность веры, т.е. вера в показа­ния органов чувств формируется и укрепляется в практической деятель­ности человека. Важнейшая роль у традиций, при передаче знания детям люди передают. Конструктивная роль веры в познании в том, что обучение и воспитание основано на доверии. В личностном знании истина и вера равно­ценны, я верю тому, что знаю.

Но и научное познание покоится на вере в некоторые эмпирические высказывания. Истина должна быть объективной и эмпи­рически подтверждаемой. Критерий объективности - при­нятие на веру факта объективного, независимого от человека существования объекта познания. Благодаря критерию объективности можно различать истину и заблуждение. При этом в основе заблуждения оказывается вера. Но и истина, предполагающая наличие соответствующих доводов в ее до­стоверности, так или иначе, подвергается коррекции, в силу ее относитель­ности и социокультурной обусловленности. В результате в повседневной жизни рациональные доводы не является достаточным основанием для раз­личения истины и заблуждения. Эмпирическое обоснование истины основано на вере в эмпирические высказывания, которые мы при­нимаем как несомненные. Поппер: все концепции истины - особый вид веры: все исходят из тонки зрения, что знание - это особого рода духовное состояние, как особый вид веры. Поппер в критическом рационализме стремится элиминировать веру из оценки знания, из научной практики вообще, т.к. верить - значит некритически воспринимать имеющиеся знания. Вера — источник догматизма и идеологической нетер­пимости, вера побуждает человека не замечать даже очевидных истин.

В отличие от истины, вера не требует обоснования, т.к. это субъективная уверенность индивида. Обоснованная вера - знание, теряет свою специфику. Знание и вера имеют разные основания. Вера вплетена в познание. Знание получает свой статус в результате логического оформления, обоснования, провер­ки, доказательства истинности. Вера базируется на социокультурной коммуникативной апробации, общезначимости. Ильин: различие знания и веры в том, что в доказанное и обоснованное знание не надо верить, оно познается и мыслится, ве­рить можно лишь в необоснованное, недостоверное. Вера и знание единые, но противоположные стороны психической жизни. У одних преобладает вера, у других знание, это различие образованных и полуоб­разованных людей: полуобразованные часто ве­рят в науку как истину. Вера не плод размышле­ний, это то, в чем мы пребываем. Сомнения — это способ верования. Мы верим в наши сомнения. Но это состояние беспокойства, заставляющее действовать для его устранения.

Существует особый класс истин, для существования кото­рых необходима вера: убеж­дения, относящиеся к ценностям человеческого бытия, задачам, зна­чимость которых очень велика (во всеобщее благо), она не нуждается в обосновании она сама по себе аргумент. Аргумент к вере - особый тип аргументации с опорой не на знание, а на веру (религия). Применяется и в социально-­гуманитарном познании. На практике апелляция к вере не лучший аргумент, применяется за неимением серьезных аргументов в под­держку этой веры (коммунизм). Вера - неустранимое явление духовной жизни и неизбежный элемент в познавательном про­цессе. Задача философии - обосновать веру в реальное бытие мира и формировать способность критически оценивать идеи, не имеющие научного обоснования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: