Философия неоплатонизма

Ее основные представители — родоначальник Плотин (295–270), его ученик Порфирий (234–305), ученик Порфирия Ямвлих (ок 245–330) и Прокл (412–485). Исходная идея философского учения Плотина заключалась в том, что все существующее обладает внутренним единством, если же оно его утрачивает, то перестает существовать. Поэтому он утверждал, что есть некое совершенное и простое идеальное начало, тождественное самому себе. Мыслитель называл его «Единое». Его трудно определить, оно находится за рамками всевозможных характеристик познания, к нему неприменимы традиционные категории и дефиниции. Но это не отрицало стремления человека к Единому.Философ считал, что подобная устремленность составляет основу подлинной жизни человека. На этом пути он проходит несколько этапов. Прежде всего, он воспринимает красоту мироздания, совершенные образы вещей.Затем он обращается к умопостигаемому миру.Отказавшись от всех чувственных представлений и аналогий, подчиняет душу чистому разуму. В конце концов, преодолевая в себе всякую раздвоенность, он достигает абсолютной простоты, высшего состояния озарения, созерцания света, который источает Единое. Таким образом, античный неоплатоник утверждал, по сути, своеобразную мистическую практику философского познания. Однако перед ним возникла сложная проблема объяснения многообразия в окружающем нас мире.Единое есть абсолютное тождество, в нем нет различий, поэтому оно не может испытывать нужду в чем-либо. В связи с этим трудно раскрыть причину наличия множества вещей в чувственном мире. Плотин утверждал, что вторым в иерархии идеальных начал выступает Ум, но его рождение происходит в качестве «эманации» (истечения), когда Единое находится как бы в состоянии сна, забытья, так как оно не заинтересовано в чем-либо ином по отношению к себе. В Уме уже присутствует внутренняя дифференциация, различие между мышлением и предметом мысли. В свою очередь, от Ума происходит Душа, живая сила предметов материального мира. Она находится на грани между сферой умопостигаемых сущностей и видимым космосом. Кроме того, в основании мира находится материя. Она является, согласно Плотину, субстратом становления и изменения, при этом в ее исходном значении она всегда остается бесформенной, безграничной и неопределенной, иной, не тождественной самой себе. Ее единственная положительная характеристика — это масса. Плотин даже называет ее «не-сущей». Тем самым получается, что мировое устройство Космоса в учении неоплатонизма разделено между двумя главными противоположностями — Единым и материей. Человек оказывается в ситуации раздвоенности между перспективой высшего совершенства, абсолютной простоты,внутреннего тождества и изменчивости, преходящего характера материального мира. В этом смысле его удел — это скорбь и печаль, тогда как жизнь богов — это радость и смех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: