Христианская философия периода патристики. Философия Августина

Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв.(отцы церкви), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Основные идеи патристики: теоцентризм (источником всякого бытия и блага является Бог); троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; учение о сочетании во Христе божественной и человеческой природ; креационизм (мир сотворен Богом из ничего); персонализм – человек создан по образу и подобию Бога); провиденционализм (Бог правит сотворенным им миром и человеческой историей); сотериологизм – цель жизни человека суть спасение души; ревеляционизм – познание истины достигается постижение смысла Священного Писания.

Основные этапы истории средневековой мысли «бездну» человеческой души. При этом психологические переживания Августина были сопряжены с религиозными откровениями.Так раскрывалась своеобразная идея христианского персонализма.Порядок Космоса, вселенская гармония Универсума в миросозерцании Августина отступают на второй план, они не исчерпывают исторической драмы человечества. Вся суть проекции божественного творения концентрируется вокруг судеб человека.Он занимает особое место в мироздании и как бы центрирует Универсум. Человек связывает времена, его позиция во Вселенной обусловлена не только стремлением к спасительной вечности, но и пониманием временности, конечности всего сотворенного сущего. Он раздвоен и обречен жить в двух мирах, что определяет динамизм исторических событий. Данные интерпретации были развернуты Августином в объемном, но незавершенном трактате «О Граде Божьем». Согласно его учению, человек обладает особыми способностями: ожидания, внимания и памяти. С их помощью он удерживает восприятие времени в единой перспективе длительности прошлого, о котором мы помним, настоящего, которое мы непосредственно переживаем, и будущего, на которое мы надеемся и уповаем. Тем самым человек оказывается способен преодолеть парадокс времени, так как, когда мы вопрошаем о некотором моменте сейчас, он уже ускользает в прошедшее, но именно способность помнить, как и возможность ожидать будущих событий, позволяет нам схватывать время в его текучести. Подобная психологическая версия интерпретации времени у Августина переводит проблему из плана космического восприятия в исторический, когда место совершенного и замкнутого в себе Космоса занимает перспектива событий священной истории.При этом историчность в понимании Августина укоренена в вечность как исток времени вообще и задается герменевтикой библейских событий.Человеческое сообщество в своем становлении проходит шесть стадий, подобно шести дням творения. Их периодизация задается соответствующими этапами библейской истории. Первый период — это время от Адама до гибели человечества в водах всемирного потопа, второй длится до эпохи Авраама, заключившего «завет» с Богом, третий — до царства Давида, четвертый — до Вавилонского пленения, пятый — до Рождества Христова, шестой продолжается до Страшного суда, а седьмой завершит земную историю. Таким образом, развитие человечества предопределено. Но это не означает, что история в концепции Августина лишена внутреннего динамизма.

 

 

10. Христианская философия периода схоластики: спор об универсалиях.

“Схоластами” называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой в их школьной форме, – прежде всего учителей, кот преподавали в церковных и придворных школах.

Характерные черты схоластики:

-книжная учёность;

-опора на церковную традицию, на абсолютно авторитетный священный текст (Библию), а также на непосредственное видение реальности, открывающейся взору человека, для которого путь веры составляет главное содержание и смысл его жизни. При этом схоластическая философия пытается выразить и концептуально осмыслить опыт постижения Бога и мира, приобретаемый на самых высоких ступенях духовного совершенствования;

-передача философских знаний в процессе обучения;

-использование античных источников (Августина, неоплатонизма, Боэция, который передал средневековью аристотелевскую логику и поставил знаменитый вопрос об универсалиях, отдельных сочинений Аристотеля);

Наиболее выдающиеся представители:

-Ансельм Кентерберийский;

-Бонавентура;

-Фома Аквинский.

Оправдание веры разумом – основополагающая идея схоластики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: