Философия эпохи Просвещения

В 18 веке человек ощущает свой разум и себя как субъекта познания и действия. Убеждается в том, что соц отн-ия и соц порядок зависят от использ разума. Развитие науки, прогрессивность движения. Влияние-французское.

Заслуга фран-в: предложен проект энциклопедии наук и ремесел - в итоге написаны 35 томов. Под одной обложкой -интеллектуальное, техническое, научное богатства. Главный идеолог проекта - Дени Дидро. Предполагается, что если человек сможет освоить все эти знания, то станет счастливым. Убеждённость в том, что знания могут сделать человека счастливым. П режде чем говорить о счастье, нужно знать, что это; когда узнаешь, будешь счастлив. Когда человек заставит душу вспомнить о знании, он будет им обладать. Если человек знает, как все устроено, он не сможет сделать себе плохо. Лозунг 18 века: "Давайте соберем знания и научимся ими пользоваться". Раз в мире всё устроено разумно, а мы носители разума, мы должны научиться самостоятельно судить и делать сознательный выбор. В целом эпоха критически относится к предыдущей традиции. Физика имеет первостепенное значение. Метафизика не принимается.

2 традиции: 1) деистическая (деизм - это учение, утверждающее постоянное творение в мире; деизм же предполагает, что Бог есть, что он создал мир и далее позволил ему развиваться самостоятельно; из чего следует, что человек сам может разобраться в устройстве мира и управлять им - а эта мысль дает простор для развития естествознания и других наук без разрыва с религией). Приверженцы: Вольтер. Утверждал, что народу нужен хозяин, дабы удержать его от соблазнов и поддержать мораль. Признавая существование Бога, появляется точка отсчёта(Бог).2)материалистическая. Последовательный материализм приводит к атеизму. Суть: критика церкви и утверждение, что мир развивается как самодостаточная материальная субстанция. Приверженцы: Дидро, Этьен Бонно де Кондильяк, Гольбах. Гольбах пишет "Систему природы", где утверждает, что природа - самодостаточное начало. Для материализма характерен гносеологический оптимизм, т.е. убеждение в том, что при определённых условиях человек сможет выпытать у природы все тайны.

Механистический материализм. В эпоху Просвещения особенно интенсивно развивается физика, в частности, механика. Механика - познание целого: механизм состоит из частей, чем проще часть - тем проще познание. Редукционизм - сведение сложного к простым частям. Если свести человека к простому животному, будет понятнее, как всё устроено. Чел - сложная, но поддающаяся разборке и последующему познанию машина.

Вопрос: где возникают такие качества, как 1)жизнь (как определить живое существо) 2)разум(как определить разумное существо). Как происходит усложнение и появление нового качества? Ключ к анатомии человека - в анатомии обезьяны, утверждают материалисты. Механицизм абсолютизирует кумулятивный момент. До 18 века нет качественных скачков - материя не имеет качественных отличий. Все, что существует - сложные механизмы, но всё сложное сводится к простому.Главное-понять причинно-следственные связи. ДЕТЕРМИНИЗМ. Знаю причину - знаю следствие. Лапласовский Д-м.Образ цепочки (П-С связей)очень устойчивый. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТ: упрощающий. Сводят весь материальный мир к движущейся материи, глядя на природу как на пассивное и бездушное, дабы было проще доказывать свои идеи современникам (эмпиризм-17в, сенсуализм - в 18в).

Вырастает концепция разумного эгоизма. Надо жить здравым умом, делай добро и тебе сделает добро в ответ. Вера в оптимизм, наука поможет во всем - основные идеи. Фаталистические утверждения и в ситуации атеизма и фатализма ставка на здравый смысл- краткие идеи с которыми французы вошли в историю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: