Философия Шеллинга и Фихте

Младший современник Канта. "Наукоучение"- тексты лекций, которые он читал(о назначении человека, о назначении ученого). Вначале разделяет идеи Канта. След этап-критичекская оценка Канта. След этап- Кант молодец, но не прав, я создаем лучше.

Путь Фихте.

Обращает внимание на активность субъекта, о котором говорит Кант. Центр понятие- Я. Но у Канта есть теоретическое и практические Я. Преодолевает дуализм Канта, зачеркивает мир вещей в себе, есть субъект- я, не просто который созерцает действительность, но и действует. Любое действие есть некое преодоление того, что находиться вне субъекта по отношению к этому субъекту- НЕЯ(все помимо меня). Таким образом, чтобы быть Я это Я должно работать с НЕЯ, в этом действии становясь подлинным Я. Мир вне нас- конструкция Я. У Фихте основа мироздания- Я. Ничего нам не дано,кроме нас самих. Чтобы Я знало себя, оно должно действовать, но чтобы действовать ему нужно противополож- НЕЯ (препятствие), чтобы найти себя. Я создают препятствие в виде зеркала, где есть НЕЯ, оно возвращается само к себе. Весь мир- есть результат самопознание субъекта. Субъективный идеализм. Идеализм- утверждение первичности идеального и вторичности материального. Субъективный идеализм- результат длительной работы(я субъект и все мироздание- результат творчества чел сознания). Я- НЕЯ- новое Я и до бесконечности сущ деятельность я.

Понятно, что вся система требует солипсизм. Все таки есть некое абсолютное я(Бог), который является гарантом всех я. Создание мира и познания- один и тот же процесс(действие я). В этой философии нет разрыва между теорией и действием.

Нравственно действующий субъект, создающий мир у Фихте - человек.

Шеллинг.1775-1854

Первый пункт- понимание природы Шелингом принципиально отличалась от представления Гегеля. Природа- самостоятельная реальность, не мертвый материал(как у Фихте и Гегеля), ставит задачу последовательно развить все этапы становления природы. Высшая цель природы- порождение сознания, выступает целесообразно целому, в результате развития которого формируется сознание. Натуралистическая фил-фия-органичная часть трансцендентального идеализма.

Второй пункт- философия духа или я. Деятельность я подразделяется на теоретическую(Постепенное движение через суждения, представления, созерцания от бессознательного к разуму, осознает себя самостоятельным и самодеятельным) и практическую(я самодостаточно, имеет в самом себе цель).

Третий пункт- искусство. Это сфера, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического в эстетическом начале. Позволяет преодолеть пропасть между объектом и субъектом, природой и человеком.

Четвертый- понятие абсолюта. Единство объективного и субъективного. Не дух и не природа а безразличие обоих. Магнит- есть два полюса. Вселенная,сам Абсолют,развернувшийся во Вселенной. Природа существуя,обогащает абсолют. Творец и творение находится в единстве.

Последний- философия религии. Бог должен пониматься как некое сложное целое сост из двух моментов: самого Бога то есть абсолюта и некоей другой бесконечности, бездонности в котором есть свобода. Осущ действие бессознательной свободной воли и поэтому природа, будучи бессознательной, постепенно раскрывая в себе сознательное, может позволить вернуться обратно к абсолюту. Интуиция Бога, который в конечном счете к себе вернется и будет сущ в абсолюте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: