Россия в диалоге культур. Еврозийство как идеал

Самоопределение России в мировой цивилизации всегда было центральной проблемой отечественной философской мысли и культуры. Ф. М. Достоевский верно сказал, что «...назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное». Вместе с тем для России очень характерен напряженный поиск своего места среди цивилизаций Запада и Востока. Об этом говорит вся история развития так называемой «русской идеи»: 1) концепция «Москва— Третий Рим»; 2) по­лемика западников и славянофилов; 3) евразийство. Далее следует остановиться на особенностях росс-го типа культуры, среди которых: 1) интровертность; 2) этноцентризм; 3) мессианизм; 4) монументализм; 5) иррационализм; 6) этатизм в сочетании с правовым нигилизмом и 7) патернализм. Эти моменты определяют своеобразные нормы российской цивилизации. Они обусловлены рядом географических условий (огромное пространство, плохие коммуникации) типом производства (преимущественно аграрно-ремесленное, «догоняющее» другие страны) и политическим институтами (деспотическая власть, опирающаяся на бюрократию, произвол власти и роль насилия в истории, и т.д.). Среди норм следует назвать: 1) примат государств и общества над человеком; 2) легкая взаимозаменяе­мость людей и правовой нигилизм; 3) симбиоз власти и собственности и 4) преимущественно экстенсивное ведение хозяйства. Кроме того, надо упомянуть такие категории, как инверсия и медиация. При инверсии возможны мгновенные переходы от одной культурно-историческое ситуации к другой, причем в новых «одеждах» воспр-дятся традиционные элементы. Медиация, напротив, требует длительной, напряженной работы для снятия противоречий социокультурного характера. Из этого должен последовать вывод, что Россия представляет собой особый «промежуточный» тип цивилизационного развития с элементами как западной, гак и восточной цивилизаций. Крайне характерным для нее является так называемый «мобилизационный» тип развития, что предполагает чрезвычайные меры для достижения экстраординарных целей. Это определило, в свою очередь, цивилизационные характеристики человека российской культуры. Он ха­рактеризуется как мессианский («иоанновский») чело­век, чутко различающий добро и зло, ищущий «божьей правды», терпеливо сносящий удары судьбы, пытаю­щийся обрести гармонию. Для него характерен ценнос­тно-рациональный тип мышления с ориентацией на «соборность», «общее дело», «традицию» и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: