Диалект. логика. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах:

1) в аспекте единства формы и содержания мысли 2) в аспекте взаимодействия и развития элементов мысли и, прежде всего, – понятий. Идея диалектической логики была воплощена, продемонстрирована в известной работе Гегеля, которая называется «Наука логики». У Гегеля диалектическая логика представлена в её идеалистическом варианте. В материалистическом осмыслении эта идея воплощена в работе Маркса «Капитал».

Согласно диалектической логике (в любом варианте), только в системе категорий отдельные категории, понятия обретают свой конкретный смысл.

В реальном процессе познания отдельные понятия со стороны своего содержания взаимодействуют друг с другом, вступают в противоречия и образуют в синтезе новые категории, понятия. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному Этот принцип играет роль метода научного исследования и состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия, от одностороннего и содержательно бедного сознания к целостному, всестороннему воспроизведению предмета в мышлении и полноте содержания. Этапы, стадии восхождения:

1. в исходном пункте процесса познания предмет познания предстаёт перед человеком (исследователем) как эмпирический факт, т.е. как нерасчленённое, конкретное, целое, воспринимаемое непосредственно. 2. конкретная целостность (эмпирический факт) в процессе познания подвергается анализу, расчленению на абстрактные моменты.

Таким образом, получается, что процесс познания начинается с абстрагирования, но он не завершается выделением абстрактных определений предмета. Гегель вкладывал следующий смысл в слово «абстрактный» - это односторонне познанный.

3. синтез найденных в анализе абстрактных определений предмета. Здесь исследуемый предмет вновь предстаёт перед нами в своей целостности, но это целостность иного вида: в результате анализа и его последующего синтеза достигается теоретическая интерпретация (выражение) исходного эмпирического факта в его конкретной целостности. Именно на этом (третьем) этапе достигается цель познавательской деятельности как таковой, поскольку теперь мы знаем предмет как бы изнутри, т.е. во всём многообразии взаимосвязей его отдельных сторон. Процесс квалификации конкретного деяния в качестве преступного представляет собой процесс восхождения от абстрактного к конкретному. Маркс: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого человеческое мышление усваивает себе конкретное».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: