Дух как субстанция и Дух как субъект. Субъект и сознание смертности (по работе А.Кожева «Идея смерти в философии Гегеля»)

Тут наиболее полно по всей книге. Отсюда можно брать инфу и для 2,3 вопроса. Все об одном и том же.

До Гегеля, кроме Канта и Фихте, философские системы рассматривали понятие Субстанции, забывая о понятии Субъекта.

Истина – это бытие раскрытое в своей реальности посредством дискурса.

Философ, раскрывая истину, не должен лишь описывать ее, он ее должен раскрывать бытие в дискурсе, описывая это раскрытие. Таким образом, важно понять, что описываемое бытие – статичное по своей природе – это субстанция, это объект дискурса. Но есть и обратная сторона – это субъект дискурса или, иначе говоря, тот, кто описывает.

Философия не может быть просто описательной наукой природы. Философия рассматривает и человека, как участвующего в бытии. Таким образом обнаруживается тот самый субъект, который и способен раскрывать себя в дискурсе!

Дух обнаруживает себя как объект, раскрывающий бытие посредством дискурса. Т.е. обнаруживающий истину субъект – обладает духом. Необходимо постоянное движение, постоянное раскрытие. Человек (субъект) должен говорить о самом себе и объяснять самого себя в качестве говорящего о Бытии и себе.

Человек противопоставляет себя природе (потому что может это делать, потому что природа уже есть в дискурсе) и отрицает себя в ней – он строит новый мир истории. Таким образом, человек выстраивает свои законы существования, вырываясь из природного понятия вида, становясь индивидом.

История существует благодаря дискурсу, благодаря постоянному повторению и проговариванию.

Человек обладает духовностью в мере своей вечности. Абсолютный дух – Бог. Но, все мы немного Боги, т.к. у субъекта есть дух. И в этом атеизм Гегеля (внизу подробнее).

Именно осознание своей конечности приводит дух в движение. Человек ограничен в своем физическом пребывании, а значит должен многое успеть. Духовное существо конечно, но не всякое конечное существо духовно. Лишь осознавшее свою конечность существо наделено духом.

Момент отрицания выступает как необходимость познания, стремящегося к конкретному тождеству абсолютного знания. Следовательно «субстанция сама по себе есть субъект, всякое содержание есть его собственная рефлексия в себя» (пример с данным бытием – историей).

Негативность = отрицание – позволяет мыслить и познавать!

Абсолют, по Гегелю, есть дух, который «как таковой и существует лишь постольку, поскольку сам открывает себя самому же себе. Его действительность, которая и состоит как раз в его откровении, принадлежит поэтому к его понятию».

«дух не есть нечто пребывающее в покое, а скорее наоборот, есть нечто абсолютно беспокойное, чистая деятельность, отрицание, или идеальность всех устойчивых определений рассудка, – он нечто абстрактно простое, но нечто, в своей простоте отличающее себя от самого себя, – не что-то, готовое уже до своего проявления, не какое-то, за массой явлений укрывающееся существо, но то, что поистине действительно только благодаря определенным формам своего необходимого самоопределения…»

Гегелевская философия утверждает в качестве правящего начала всего сущего сознание, дух или понятие, то есть, в конечном счете, негативность того, самого по себе сущего, благодаря которой оно себя раскрывает. Посредством того, что противоречие перестает быть формальным и субъективным, а становится противоречием самого бытия, достигается возможность абсолютного знания – диалектической науки из откровения негативности приходящей к полному и окончательному познанию предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: