Рациональное и иррациональное в религии. Проблема религиозного опыта (по работе Р.Отто «Священное»)

Рудольф Отто, как и многие теологи и философы, стремился понять природу религии и чувства религиозного человека. В написании книги ему помогли занятия со студентами-богословами в немецких университетах. Идея священного была впервые сформулирована им во время исследования санскритских текстов.

«Священное» начинается с утверждения, что мы в своих попытках понять сущность божественного ограничиваемся рациональными категориями, и такая тенденция доминирует в теологии и религиоведении. Однако, по мнению Отто, «священное ускользает от рационального» и все рациональные предикаты не могут исчерпать идею божества.

Первый момент, отличающий Отто от его коллег, и, наверное, главное его новаторство в том, что он стал выделять первофеномен священного — то, что существует прежде всех оформленных вероучений, даже прежде наших представлений о Боге. Поскольку слова святое, священное уже приобрели определенные этические, моральные коннотации, Отто вводит понятие «нуминозное» для обозначения полностью иррационального чувства священного.

С СЕМИНАРА ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ЗАПИСАНО:

Священное- орпеделяется понятием, а значит- рациональное. Если из Священного убрать все рациональное, получится нуминозное.

 

Понятие нуминозного. Специфика нуминозного переживания (по работе Р.Отто «Священное»)

Формула нуминозного – это священное минус все его моральные и рациональные аспекты. Это подлинное ядро любой религии, совершенно особенный опыт, который невозможно описать в категориях никакого другого опыта, это по его словам, нечто «совершенно иное».

Как проявляется момент нуминозного? С помощью особых реакций чувства в нашей душе. В отдельных главах своей книги Отто подробно разбирает каждый из аспектов этого чувства. Чувство нуминозного таинственно и может выражаться двояко. С одной стороны, священное отталкивает, внушает ужас и страх. Прикосновение к ужасающему таинственному вызывает страх, совершенно отличный от естественного (произвольный гнев и мстительность Яхве в Ветхом завете). Отто говорит – тот, кто переживает нуминозный опыт испытывает чувство зависимости по отношению к внешнему величественному объекту. Это чувство тварности, бессилием перед лицом всемогущества, самоумалением, ощущением собственного ничтожества.

С другой стороны нуминозное притягивает, очаровывает, вызывает благоговение. Оно – в томлении, умиротворении, благоговении, праздничности, блаженстве. Иными словами, каким бы страшным для человека ни было божественное, оно всегда будет манить и волновать его. Для Отто в такой противоречивой гармонии видится самый странный и удивительный контраст, присущий всей истории религий.

ТО, ЧТО ЗАПИСАНО У МЕНЯ С СЕМИНАРА:

В нашей жизни много идентификаций (красивая/страшная, т.е. все социальные позиционирования) прячут тварность. Если их убрать, останется только чувство тварности.

Если миропорядок слишком жесткий, хочется в другой. В тот, где Бог.

Тварное состояние- когда отклеены все аватары.

Ужас есть Бог. Мы ждем спасения от Бога.

Основные характеристики нуминозного чувства (по работе Р.Отто «Священное»)

тоже самое, что в 19

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: