ДО СИХ ПОР речь шла о двух важнейших проявлениях смерти Бога: прежде всего, завершение метафизики, являющейся верой в обоснованный и стабильный, порядок бытия, сопровождалось смертью нравственного Бога, Бога философов, но одновременно и возрождением самых разнообразных форм сакрального. С другой стороны, для Хайдеггера - это завершение означает переход от бытия структуры, к бытию понимаемому как событие, судьба которого - ослабление. Под ослаблением следует понимать секуляризацию.
Секуляризация — это то, что объединяет завершение метафизики и возрождение сакрального.
Секуляризация – это цель Христианства.
Мысль Ваттимо: нужно дойти до аттеизма, чтобы мог появиться просто Бог.
Церковь к секуляризации не стремится, а христианство – да.
Смерть Бога» и возможность новой религиозности (по работе Дж.Ваттимо «После христианства»)
Смерть Бога (Ницше: нигилизм – а возможен ли он вместе с какой-либо формой веры в божественное?)
Смерть метафизики (Хайдегер: заверешение метафизики (так как все науки рационализировали все и сделали её бесполезной) приводит к завершени любой возможности религиозного опыта) = одно и тоже => Это приводит к образованию новой расчищенной территории, на которой становится возможен новый религиозный опыт.
Два признака смерти Бога: завершение метафизики и появление сакрального.
Секуляризация – это то, что объединяет завершение метафизики и появление сакрального.
НО секуляризация цель христианство, а не цель церкви.
ПОЭТОМУ НАДО ДОЙТИ ДО АТЕИЗМА, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ БОГА, т.к. дух внутри нас.
Бог архаической религии выдуман людьми (он следствие нашего духовного акта).
НО: архаические элементы религии всегда будут проявляться, но в них Бог будет выступать ни как источник порядка, а как источник нарушения этого порядка.
Современный Бог «несет слишком много черт насильственного Бога естественных религий, которого боготворили тупые и жестокие…»
Второй вариант:
Ницше провозглашал смерть нравственного Бога, этот же процесс в философии принято называть завершением метафизики (об этом писал Хайдегер), и Ваттимо ставить вопрос о том, приведет ли это к завершению религиозного опыта как такового?
* Смерть Бога по Ницше: раньше вера в Бога была фактором рационализации (т.е. все объясняла) и позволила человеку выйти из первобытного мира, даже способствовала формированию «научного» видения мира и научному прогрессу, что сделало существование человека более легким и безопасным. Именно поэтому «цивилизованный» человек не нуждается более в вере в Бога.
В философии Хайдеггера событие «завершения метафизики» обретает значение, аналогичное смерти Бога. Т.е. пока верили в потусторонний мир (богом, загробную жизнь и тд) и некий порядок, существовала и метафизика, но развитие наук и рационализация делают метафизику необоснованной, устаревшей.
Т.о. смерть метафизического Бога расчищает почву для появления новой религии.
Возрождению религии есть много причин, например падение колониализма привело к возникновению многоэтнического общества, плюрализму культур. Они же и превнесли в общество «свои» собственные религиозные представления. Ответной реакцией на этот плюрализм и падение иерархии мировозрений стал возврат к местным традициям, к какой-нибудь форме зависимости.
Парадокс заключается в том, что возвращение религии зависит от растворения метафизики, и происходит благодаря плюрализму в обществе.