double arrow

Общая характеристика средневековой философии: периодизация, базовые идеи и понятия.

Период становления средневековой культуры датируется – 1 – 4 н.э.

Соперничали между собой эпикурейцы, неоплатонисты и формировали очаги новой мысли, составляя основу средневековой мысли и теологии. Важно, что христианская мысль ассимилирует достижения античной философии (неоплатонизм).

Что касается средневековой мысли, то она уходит в единобожие.

В средневековой философии традиционно выделяют 2 периода:

Патристика (4-8 н.э.)

Схоластика (8-15 н.э.)

Патристика – следствие философских взглядов теолога, отцов церкви, обосновавших и разработавших идеи христианства.

1 этап – 2-3в.

2 этап – классическая патристика – 4-5- в.

3 этап – заключительный этап – 5-8 в.

Западная патристика – на латыни, восточная патристика – на греческом.

Представители: Климент Александрийский, Аврелий Августин, Иоанн Златоуст.

Схоластика – 8-15 в.в. – связана с рациональным обоснованием основ христианских религий. Термин был связан с содержанием преподавания и исследований.

Представители: Фома Аквинский.

Особенности: в отличие от античности, где истиной необходимо овладеть, средневековый мир пребывал в уверенности об откровенности истины в священном писании и библии.

Идея откровений была разработана отцами церкви и закреплена в христианских догматах:

Человек рожден в истине и должен ее постичь не ради себя, а ради ее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого являлся Христос.

На фоне греческой мудрости – идея новая. Средневековое мышление по существу теоцентрично – все сущее есть Бог.В основе христианства лежит 2 принципа, которые были чуждыми религиозному мифологическому сознанию: идея откровения и идея творения.

Идея творения – в основе средневековой онтологии; идея откровения – в основе учения о познании.Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, благодаря воли и всемогуществу. Божественное творение продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение – креацинизма. Христианский Бог стоит над природой, по ту сторону от нее, поэтому понимается как трансцендентным. Активное творчество как бы изымается из космоса, из природы и передается Богу. Есть абсолютное начало – Бог, все остальное -= его творение. Две реальности различного онтологического ранга. Строго говоря, подлинным бытием обладает только Бог. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от не зависит и является источником всякого сущего. Бог наделяет человека разумом, памятью и свободной волей, а именно способностью суждения и различения добра и зла.

В силу актотворения человека по образу Бога, в силу дарования способности разумного причащения Богу, человек впервые рассматривается как личность. Смысл свободной воли связан не с подчинением необходимости,а с определением поступков совести.

(В Античности нет понятия личности).

Быть человеком – означает жить не в горизонтальной плоскости (среди вещей), а существовать в вертикальной – в постоянной устремленности к Богу.

Провиденциолизм – связана с пониманием истории средневековой философии. Исторический процесс имеет свою цель, направленость и история неизбежно движется к поставленной цели. Цель исторического процесса – воссоединение града божьего и града земного.

Традиционализм – связан с пониманием общественной жизни средневековой философии. Считалось, что существующие в обществе норма, законы, традиции являются священными и неизменными в своей сути, ибо вся власть дана человеку от Богу, следовательно, сакрализация существующей традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: