double arrow

Философия Аристотеля: критика Платона, учение о материи, форме и причинах.


Аристотель – ученик Платона и учитель Македонского.

Он разворачивал свою философию через критику философии Платона, в частности критикует учение Платона об идеях.

У Платона: идея обнаруживается не в самой вещи, а за ее пределами.

Аристотель считает, что если идея существует, то она находится в вещи и она в ее сущности. Проблема сущности – главная проблема Аристотеля.

Ведущая проблема – проблема единичного или сингулярного начала.

Аристотель пытается выявить те условия, которые приводят к возникновению всякого единичного сущего, следовательно, основные 4 причины: материя и форма, движение и цель.

Материя и форма.

Для того,чтобы возникло конкретное сущее, материю должна ограничить форма. Форма– это активное начало, начало жизни и деятельности. В то время как материя – дробна и делима. В результате ограничения материи и формы возникает сущее.Понятие формы тождественно понятию сущности вещи. Сущность отвечает на вопрос – что есть вещь.

Все сущее, полагает Аристотель, может быть рассмотрено по его категориям:-количество, -качество,-отношение, - место, - время. Все данные категории отсылают к сущности, в то время как она сама ни к чему не отсылает, не высказывается и не рассматривается абсолютно самостоятельным началом.

Сущность является предметом строго – науки. Наука носитэссенцелистскую направленность (эссенция – сущность, основн.сущ).

Движение и цель.

Все сущее находится в движении и направляется к определенной цели. Однако сущее само по себе не может быть источником движения и целеполагания, следовательно, должна быть некая причина, которая приводит в движение все существующее и задает цель всему существующему. Причина по Аристотелю: Бог – перводвигатель – космический разум. Бог, будучи неподвижным, приводит в движение все сущее и создает цель.

 

Не из лекции

Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

• 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

• 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

• 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:

"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".




Существует четыре вида причин, действующих в природе. Первая причина – материальная. Это то, из чего произошла вещь, материал. Например, для чаши такой причиной будет серебро, для статуи – медь. С помощью материальной причины можно объяснить некоторые свойства предметов. Понятие о материи не предполагает вещественности, она есть основа, в которой происходят изменения. Аристотель часто говорит о материи как о субстрате или подлежащем.

Второй причиной будет форма или образец вещи, т.е. её суть. Например, формальная причина октавы – это отношение двух к одному. Эта причина отождествляет вопросы «что есть?» и «почему есть?» Что есть лунное затмение? Лишение Луны света из-за загораживания её Землёй. Почему происходит лунное затмение? Потому что Луна лишается света загораживающей её Землёй.

Третья причина – причина действующая, т.е. то, откуда идёт начало изменения (так, причина ребёнка – отец, и вообще производящее – причина производимого).

Наконец четвёртая причина – целевая (причина прогулки – улучшить здоровье). Причина в этом случае устанавливается позже следствия (здоровье, которое приписывается прогулкам, отмечается уже после ходьбы пешком). Эта причина противоположна третьей, ибо показывает точку завершения движения, то, к чему движение приведёт.

У вещи может быть одновременно несколько причин, причём неслучайно. Причины статуи: искусство ваяния (причина действующая) и медь (причина материальная). Аристотель считает, что одно и то же свойство может иметь два разных объяснения, соответствующих двум разным причинам. В своих трактатах по биологии Аристотель постоянно ищет двойные причины природных явлений.



Представители греческого атомизма приписывали многие природные явления случайности, да и само возникновение нашего мира, по их мнению, самопроизвольно. Аристотель резко критиковал их за это. Случай, по его мнению, возможен только в практической деятельности человека. В природе же может быть только «происходящее само собой», «когда в вещах, вообще-то возникающих ради чего-то, нечто происходит не ради случившегося, а причина этого лежит вовне». Так, камень, упавший на голову человеку, не имел целью убить этого человека, здесь мы имеем «происходящее само собой». Камень падает вниз, это его естественное стремление и цель (по Аристотелю), однако он осуществил действие (убийство), которое не было его целью. Понятие самопроизвольности у Аристотеля нагружено телеологически.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7