Августин 1н из отцов церкви.
Впервые говорит о духовной организации церкви. Он является создателем католической церкви. Труды- исповедь, о граде божьем, об истинной религии, о троице, о бессмертии души, о ересях, о свободной воле. Центральный пункт – новый человек, его отношение к миру и Богу.
Онтология Августина.
Августин мыслит Бога как высшее бытие, субстанцию, высшую материальную форму, высшее благо. Субстанция – такое сущее, которое существует благодаря чебе и через себя и в своем существе не нуждается ни в какой другой силе.
Бог понимается августином как причина и источник всякого сущего. Бог творит мир из ничего, руководствуясь своей волей и всемогуществом. Творение Бога – перманентно, не имеет начало и не будет иметь конца. Оно есть непрерывная серия непрерывных творческих актов.
В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому. Отсюда непостоянство, изменчивость всего, что встречается в мире. Бог идеален, вечен, неизменен. Это истинное бытие, в то время, как созданный им мирр – это мир множительный и конечный.
|
|
Августин полагает, что знание о нетворном можно получить сверхъестественным путем. Ключ к такому познанию – вера как способность души.
Бог недоступен для познания, но тем не менее, он постоянно открывается человеком через: 1. Священные тексты (библия), 2. В Житиях святых, 3. Чудо.
Антропология Августина.
Сущее состояло из 2х начал – душа и тело. Тело свящано с чувственным миром. Оно исполнено желаний и страсттей, адуша – идеальное, духовное начало в человеке – есть место Бога в человеке. Августин подчеркивал, что тело и душа из одного источника – от Бога.
Августин определяет человека в 3х ипостасях: 1. Разум, 2. Воля, 3. Память.
Именно Бог наделяет этим человека. Разум – способность понимания и суждения, Воля – направление человека, а память – охватывает и сохраняет тождественность во времени.
Разум.
Особенность разума в том, что разум сопряжен с верой. Именно он приводит к пониманию и знанию и обнаружению конечной причины всякого сущего – это Бог, следовательно, верю,чтобы понимать. У Августина разум и вера едины, концепция верующего разума.
Свободная воля.
Выражается в способности человека различать добро и зло. Это единственное сущее, которое способно различить добро и зло. Следовательно, зло, которое существует в мире – есть результат человеческой воли или выбора – зло всегда рукотворно.
Память.
Открывает человеку его сопричастность со временем. Время по Августину не есть некоторое влияние по отношению к человеческому началу, а человек связан со временем, он переживает время в опыте души, время лишается своего субстанционного смысла, это не изолированная сущность, а внутренняя характеристика человека.
|
|
Время есть длительность – элементы – настоящее, прошлое, будущее.
Парадокс времени: прошлого уже нет, будущего еще нет, именно из настоящего осмысляем свое прошлое и конструируемое будущее. Существуют: настоящее прошлого - память, настоящее настоящего – созерцание, настоящее будущего - надежда. Время дано нам в опыте настоящего. Время мгновенно и длительно. Время дано человеку во внутреннем опыте, опыте души.