double arrow

Западно-европейская средневековая культура

В историю мировой культуры средневековая эпоха воспринимается достаточно двойственно: с одной стороны это эпоха темная, эпоха когда сжигаю ведьм на кострах, эпоха где любое научное знание преследуется, (мрачное средневековье)

С другой стороны средневековье воспринимается как романтичная эпоха культ прекрасной дамы, эстетика куртуазии, со взлетом готического искусства, со зрелищностью (фарсы, мирактии, моролите, литургические драма

На протяжении разных этапов оценка средневековья менялась. Гуманисты (эпоха Возрождения) рассматривала средневековье как время упадка образованности, как некии провал в истории культуры европы. В 17-18 веках оценка данная в эпоху возрождения сохранилась, но дополнилась новыми сведениями как время феодального режима, господство католической церкви, которые мешали развитию буржуазного строя. В 19 веке романтики изменили привычное представление о средневековье, они стали рассматривать это время идеализированно, воспевая средневековый образ жизни, поэтизируя культ прекрасной дамы, восхищаясь нравственными идеалами человека средневековья. В 19 веке уделялось внимание политической истории и подъему городов, потому что это были важные условия становления буржуазного образа жизни. В 20 веке тема средневековья и образы средневековья становятся объектом не только научного изучения, но и дают основания для появления произведении художественной культуры, в таких видах искусства как архитектура, музыка, литература

Примеры образа средневековья

Понятие средние века появляется к концу эпохи возрождения и именно тогда сложилось разделение исторического процесса на древность средние века и новое время.

Термином средние века гуманисты обозначали период характеризующийся упадка классической латыни, на смену которой пришел «мужицкий» язык.

Временные границы: основной круг проблем.

Долгое время начало средневековья датировался падением западной римской империи (476 г.), а ее конец считался падение византийскои империи под нашествием турок(1453 г)

Поэтому хронологические границы: 5-15 век

Эта точка зрения не раз оспаривалась

Современные истории считают что средневековье складывается в период между 3 в (период глубокого политического кризиса) до 10-11веков, поскольку именно в это время завершается период христианизации европы. Актуальным остается вопрос и об окончании средневековья. Здесь выделяют несколько точек зрения: 1) это время завершения великих географических открытий рубежа 15-16 веков

3) Это время завершения процессов реформации в европе 16 в

4) «Очень долгое средневековье» Жак ле Гофф. Средневековье длится до конца 18-первой четверти 19в. (средневековые представления вплоть до этого периода функционируют на уровне массовых представлении и установок сознания человека.

Несхожесть точек зрения говорит об условности понятия средние века. Спорным остается вопрос о том приложимо ли понятие средние века к истории культуры не только западной европы, но и руси и азии дальнего востока.

Выделяют 2 точки зрения:

1) Средние века это понятие которое может быть приминимо только к региону западной и центральной европы

2) Этот термин может использоваться в качестве обозначения периода в истории отечественнои культуры в период с 13-17 век, так же как и к культуре азии и дальнего востока (Индия, китай и япония)

Арон Яковлевич Гуревич известный исследователь средневековои культуры, считает что средневековье это тип культуры который однажды сложился в мировой истории в силу сочетания множества факторов, которые привели к формированию такихчерт которые оказались присуще только этому периоду, поэтому ни о какой экстраполяции (перенос) термина средневековья именно как типа культуры на другие географические регионы кроме европы не лопустимо. Средневековье - это уникальный период который изменил судьбы народов, сыгравзначительную роль во всемирнои истории.

Понятие средневековье в истории, всегда было синонимично понятию феодализм, но последние сведения говорят о том, что в некоторых регионах процветала работорговля, поэтому сейчас следует говорить что средневековое общество – многоукладное и феодализм не отражает полностью положение дел в эту эпоху. Поэтому задача которая стоит перед современными историками связана с задачеи переосмыслить точку зрения на средневековье к чему современная наука оказывается пока не готова. Постепенно стало складываться мнение, что средневековую эпоху как специфическое состояние нужно познавать во всем ее многообразии. В 20 веке такие исследователи как Петр Бицилли, Лев Карсавин стали одними из тех ученых которые стали говорить о необходимости обращения к внутреннему миру средневекового человека, их идеи оказались продуктивными для такого направления как историческая антропология, которая мыслит историю как историю людей, как историюреконструкции внутреннего мира человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: