Философия Платона: онтология, гносеология, социальная концепция

5-4 вв. до н.э. – классический период в философии – возвращается интерес к метафизическим восприятиям бытия: работы Платона и Аристотеля.

Платон – создатель проекта классической античной метафизики. Философские идеи Платона лежат в основе средневековой мысли.

Онтология Платона:

4 рода бытия по Платону:

1.Мир эйдоса(идей).

2.Мир чувственных вещей и предметов.

3.Мир материи.

4.Мир бога-демиурга.

 

Мир идей.

Всякий предмет имеет свой идеальный праобраз. Идея – идеальная, духовная сущность вещи. Первоначально сущ.идея,а потом ее конкретное чувственное воплощение.

Идеи – идеальны, совершенны, вечны, неподвижны в то время как временны и конечны.

Сама идея по Платону существует не в вещи, а за его пределами (в мире бытия).

Мир идей – структура:

1.Строго упорядочен и иерархиезирован.

2. Центральная идея – идея блага. Все существующее стремится к благу, человек достигает блага однозначно. Благо всегда прекрасно и справедливо.

Мир чувственных вещей.

Мир идей у Платона выступает духовным основанием мира чувственных вещей.

Платон – родоначальние особого направления философии – объективный идеализм – существует идеальное, духовное начало (мир идей), которое выступает основанием всего сущего – это начало не зависит от человеческого сознания.

Вещи существуют благодаря идее. Идеи не создаются человеком, они независимо от человека.

Мир материи.

Понимается Платоном строго негативно, т.к. материя нестабильна, непостоянна, дробна и делима, но мир материи также объективно сущ,как и мир идей.

Вещи причастны как идеи, так и материи. Благодаря материи, вещи получают следующие свойства: дробность и делимость, а благодаря идее – возможность к существованию.

Также Платон особым образом разрешает проблему бытия-небытия. Платон замечает, что Парменид был прав, говоря о том, что небытия нет, но Парменид понимает небытие как то, что отрицает бытие. Но это не единственная форма существования небытия. Небытие – существет как различие. Небытие – это то, что различает одно идею от другой.

Мир бога-демиурга.

Бог – демиург(творец) – высший космический разум.

Бог демиург творил все сущее, опираясь на мир идей, следовательно, мир идей – особый материал, с помощью которого Бог творит мир.

 

Гносеология Платона.

Вопрос о познании Платон обсуждает через идею воспоминания. Познание – это всегда есть воспоминание.

Платон продолжает линию Сократа и говорит, что философия возможна не для каждогоневозможна для Богов (они уже обладают абсолютным знанием) и философия невозможна для невежд, которые не знают границ невежества своего, следовательно, философ – тот, кто между абсолютным знанием и незнанием.

Проблема познания рассматривается через опыт воспоминания.

В диалогах Платон говорит о том, что до своей объективации, дума является частью бытия, часть мира идей.

После того, как дума объективное тело, она забывает тот мир, которая она принадлежала. И теперь, познавая вещи, дума открывает смыслы, сущности, идеи, вспоминает тот мир, к которому она принадлежит, следовательно, познание есть воспоминание.

Необходимо выделить, что познавательный процесс по Платону носит онтологический характер, а, следовательно, душа непросто познает людей – она восходит к бытию, как к своему истоку, основанию.

 

Не из лекций.

 

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Свою философию Платон разделял на три части, которые условно обозначал как диалектику,физику и этику. Первая часть – диалектика – была основной и выражала суть его теории идей. Это онтологическая часть его учения. Платон размышлял о том, что есть бытие, и отвечал, что бытие есть мир идей. Вторая часть – физика - включала в себя не столько знания о природе, но - о природе человека, т. е. психологию. Третья часть – этика – была посвящена проблеме справедливости и государства.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

• "единого";

• "ума";

• "души".

"Единое ":

• является основой всякого бытия;

• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

• есть ничто;

• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум":

• происходит от "единого";

• разделен с "единым";

• противоположен "единому";

• является сущностью всех вещей;

• есть обобщение всего живого на Земле.

"Душа ":

• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;

• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

Платоновское учение "диалектика ", как говорилось, - это теория идей, онтология. Каждому понятию, считал Платон, соответствует бытие. Существуют не только отдельные вещи или отдельные человеческие индивидуумы—Сократ, Диоген,— но и особое бытие, особая сущность, соответствующая общему понятию человека. Эти сущности, универсальные понятия Платон называл идеями (или — видами).

Знание, считал Платон, есть обобщение чувственных образов. Идеи по Платону, и есть истинное бытие, ни одна из идей не возникает и не уничтожается, идея тождественна сама с собой. Она не воспринимается чувствами, а только разумом.

Идея — сущность и причина чувственно воспринимаемых предметов: не было бы идей, не было бы и мира. Не было бы идеи красоты, не было бы и самой красоты, не было бы красивых вещей. Не было бы идеи человека, не было бы и конкретных людей. Идея, по мысли Платона, — это форма определенного класса предметов. Предметы свидетельствуют о присутствии идей. Причем, отдельные предметы возникают и разрушаются (к примеру, люди рождаются и умирают), класс, род же —сохраняются. Платон рассматривал это сохранение идеи как сохранение причины всех вещей. Каждая идея есть как бы первообраз, парадигма для каждой вещи. А каждая вещь есть подобие этой идеи. Так, “сама справедливость” или идея справедливости есть первообраз (парадигма) всех справедливых поступков. Каждый отдельный, справедливый поступок служит подобием самой справедливости.

Каждая идея, по Платону, представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Идея красоты или "сама красота" есть совершенная красота (об этом подробно говорится в диалоге Платона "Пир"). Отдельные же предметы красивы лишь относительно, они никогда не могут быть совершенны по своей красоте. Идеи Платона составляют как бы иерархию идей, завершаемой верховной идеей, которая есть само добро, сама красота, само совершенство. Возможно, Платон подразумевал под ней Бога, хотя и не говорил об этом прямо.

Итак, диалектика Платона - это признание двух обособленных друг от друга миров: мира вещей и мира вечных и неизменных идей (мир идеалов). Мир идей представлялся как основной, определяющий мир вещей. Такова онтология Платона, его объективный идеализм. Единичное существует только как воплощение единого общего. Знаменитый платоновский "миф пещеры" рисует зримый воспринимаемый мир как видимые из пещеры тени на скале: человек имеет дело не с совершенными идеями-образцами как таковыми, но с вещами, т.е. подобиями образцов. Платон полагал, что понять истину помогают математические аналогии. Круг на песке несовершенен, но на его основе (сквозь него и за ним) можно помыслить точный круг, круг как таковой. Эти и подобные рассуждения Платона в современной европейской философии постмодернизма приобретают вторую жизнь.

Физика Платона, как уже говорилось, включала в себя и учение о человеке, поскольку человек и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физика (от греч. природа) буквально означает "касающееся природы", поэтому так называлось все философское учение о природе. По гносеологии Платона природа — не истинное бытие, а лишь бывание, а потому она не может быть предметом знания. Для ее понимания нужна не научная форма, не диалектика, а мифы. У Платона диалектика — это приемы научного мышления. Знанием для него является математика, а также — метафизика (а именно — учение об идеях, о душе). Учение же о природе (т. с. все естественные науки) относятся к мнению (или к вере). До сих пор эта точка зрения Платона является наиболее критикуемой.

К истинному знанию, по Платону, относится учение о душе (об этом — в диалогах "Тимей" и "Федон"). Душу он полагал бессмертной, облекающуюся во многие тела попеременно. Душа, по Платону, есть идея повсюду разлитого дыхания. Она самодвижется и существует раньше ее телесной природы. Учение о душе продолжает мысль Сократа о бессмертии души. В диалоге "Тимей" Платон ввел понятие демиурга (творца). Это понятие у греков, правда, употреблялось в разном значении (ремесленник, скульптор, врач, прорицатель), в том числе и в смысле мирового Зодчего. Демиург, бесконечно добрый, создает мир с тем, чтобы добро из мира идей перешло и в чувственно воспринимаемый мир. Для этого он создает мировую душу, с помощью которой формирует четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь. Из их смешения образуется телесная природа. Получается мир, имеющий душу и потому— живой, порядок и разумность которого обусловлены мировой душой. Знание об идеях сохраняется в душе как воспоминание об увиденном ею в потустороннем или трансцендентном мире. На земле эти воспоминания сначала забываются, т. к. душа поглощена чувственными образами, но потом они оживают.

Вначале душа, считал Платон, находится на своей неподвижной звезде до того момента, который назначен ей роком, чтобы опуститься на землю и воплотиться. Первое воплощение происходит всегда в человеческом теле. Дальнейшая судьба души зависит от ее поведения в этом теле. Те души, которые помнили о своей истинной родине и о своем назначении (зная само добро — творить добро), после смерти тела возвращались на свою звезду и снова ждали момента для ее телесного воплощении. Если же душа жила потребностями тела, то впоследствии она воплощалась в животных, характер которых соответствовал поведению (так, души пьяниц и обжор воплощались в свиней; души поэтов и музыкантов — певчих птиц; души хозяйственников— в пчел, муравьев; души тиранов — в хищников и т. п.). И так до тех пор, пока душа не искупит своего падения, тогда она снова воплощается в человеческое тело и ее судьба зависит от нее самой.

Учение о знании, как воспоминании, называют платоновской теорией воспоминания, или платоновской теорией прирожденности знания, или—прирожденности общих понятий. Учение это изложено в платоновском "Федонс". Здесь же в научной форме дается доказательство бессмертия: 1) поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души; 2) космологический закон состоит в том, что все переходит в свою противоположность, а не уничтожается; 3) простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким путем происходит уничтожение; 4) душа есть воплощение идеи жизни, потому она не может подвергнуться смерти.

Платон верил в душепереселение (метапсихоз) и этим объяснял смысл существования животных: они нужны для искупления греха души, привязавшейся к земле.

Этика Платона (произведения "Федон" и "Государство") основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно — не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона — не индивидуальная, а социальная, она органически связана с политической теорией государства.

Платон делил людей на три типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость, которая состоит в истинном знании, т. е. в знании идей (идеалов), а следовательно — в понимании, что все служит для возможно большего осуществления добра. Кроме того, мудрость— это и принимаемые разумом решения, направленные только к добру. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений. Их Платон называл философами, мудрецами, и отводил им роль правителей в идеальном государстве.

При преобладании аффективной части души человек отличался мужеством, отвагой, умением подчинять страсти долгу. Эти качества необходимы воину или “стражу”, который охраняет государство. Люди же с душой вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, т. к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь государства.

Платон считал, что в каждом человеке есть все три части души, но преобладает какая-либо одна из трех. То же относится и к народам. Для полного развития добродетели справедливости, считал Платон, необходимо соединение людей в такое государство, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель государства, т. е. смысл его существования, состоит в обеспечении справедливости. Получается, что цель его — этическая. Однако исторические причины возникновения государства иные — экономические. Но т. к. смысл всего существующего— осуществление добра, то и смысл государства — тот же. Если государство организуется вне нравственных целей, то оно не будет прочным.

Платон, далее, предложил свое понимание государственного устройства соответственно цели — достижению справедливости. Граждане в нем должны быть разделены на три сословия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие — правители, архонты. Добродетель присущая им — мудрость, поэтому они называются и мудрецами, философами. Второе сословие — воины, их добродетель—мужество, а обязанность — служить архонтам, помогать им в управлении низшим сословием и охранять государство от внешних врагов. Третье сословие — люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность — приобретать материальные блага и культивировать в себе добродетель умеренности. Это сословие земледельцев, ремесленников, торговцев, промышленников и т. п., оно должно быть в полном подчинении у правителей (как н низшая часть души должна подчиняться высшей).

Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от пего, они должны быть поставлены в особые условия. Какие? Отсутствие у них частной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна накопления.

Есть одна добродетель, которая, по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям — мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих философов.

Таков объективный идеализм Платона, выраженный в его теории идей. На объективном идеализме Платона построен его психологизм и социальная концепция, теория о совершенном и справедливом государстве как высшем счастье. Детальная разработка Платоном модели государственного устройства, основанной на философском разуме, является, в высшей степени, идеальной. Разумеется, в жизни подобное идеальное государство невозможно.

Платон был первым известным в истории академической науки лектором, основоположником философской традиции. Само название академической науки восходит к его школе. Академия Платона просуществовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г. до н. э., т. е. после смерти Платона, до 529 г. н. э.— более 8 столетий).

Академия Платона — религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: