В период раннего нового времени формируются новые парадигмы гносеологического философского мышления. Центральная проблема – вопрос о том, как возможна наука, как возможно научное знание. Отсюда ведущий вопрос – вопрос о познании, о способах и источнике познания, о субъекте и объекте познания.
Философия эмпиризма – Бэкон. Значение науки в жизни человека. Наука служит обеспечению благополучия достоинства человека. Наука должна приносить конкретную пользу человеку (утилитарный характер науки).
Знание – сила, власть.
Хайдеггер, анализируя данный тезис, говорит о складывающейся субъективно-объективной традиции в европейской философии. Через знание субъект получает возможность управлять объектом. Знание – способ покорения сущего.
Для европейской традиции наука – способ раскрытия сущего. В восточной традиции знание – один из возможных способов раскрытия и понимания сущего.
Бэкон: То, что касаемо бога, мы полностью должны следовать за священным писанием. То, что касаемо природы, здесь наш разум полностью опирается на опыт. Опыт – основополагающее значение. Наука должна быть свободна от влияния церкви. Всякое вос-ние наук связано с освобождением нашего сознания от призраков, идолов, которые его заполняют. Идолы – те предрассудки, которые содержатся в нашем сознании и которые мешают нам объективно познавать окружающий мир. 4 идола: идолы рода, идолы пещеры, идолы театра, идолы рынка.
Идолы рода – предрассудки ума, связанные с тем, что в процессе познания объективной реальности мы наделяем вещи и предметы антропологическими свойствами (мысли, сознание, осознание и опыт – то, что характеризует человеческую природу).
Идолы пещеры – предрассудки ума, связанные с индивидуальным положением в мире. Мы не можем познавать под влиянием пространства и времени.
Идолы рынка – предрассудки, связанные с тем, что мы принимаем слова и понятия с готовыми значениями, не критически (каково содержание, мы не всегда понимаем).
Идолы театра – предрассудки нашего ума, связанные с авторитетом: авторитет церкви и т.д. Бэкон обращается к церкви и говорит, что наука должна быть освобождена от этого.
Именно чистый разум, лишенный всякой субъективной заинтересованности, всякого влияния извне, способен к объективному познанию действительности.
В качестве нового метода научного познания Бэкон видит метод индукции: от частного к общему. Именно он должен быть ведущим в научном познании действительности.
Гносеология Бэкона:
В основе познавательной деятельности субъекта лежит чувственный опыт. Опыт имеет основополагающее значение. Эмпирики в лице Локка, Гоббса, не отр. Рационального познания. Разум выстраивается над опытом и определяется как форма, которая обнаруживает общее, единое в опыте.
Разум как форма извлечения истины из опыта. Разум в своем существе нуждается в указании на опыт, а опыт – нет и рассматривается Бэконом как самостоятельное начало.
Джон Локк
В разуме исход. Гносеология Локка: в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах. Изначально сознание человека – табула раза, письмена на которой оставляет опыт.
Опыт – ключевая проблема философии, она должна стать ключевой проблемой философского искания.
Не существует доопытного знания. И все знания о мире получены в процессе опыта – чувственного или интеллектуального.
Локк считал, что правила не являются врожденными и характерными для человека. Человек изначально не разумен и не нравственен, но становится таковым вследствие овладения опытом.
Проблема опыта – ключевая
Опыт: внешний, в процессе которого появляются простые идеи и внутренний – сложные идеи.
Внешний – основан на чувственном восприятии реальности. В чувственном восприятии возникают простые идеи (я вижу снег – идея снега)
Внутренний опыт – не на чувственном восприятии, а рефлексия, особое состояние ума, когда ум или разум обращаются к собственному содержанию, отсюда сложные идеи: идея идентичности = идея Я, идея порядка.
Как возможны сложные идеи? Через соединение простых и через абстрагирование простых идей друг об друга (?).
Не из лекций
Френсис Бэкон (1561- 1626).
Лейтмотив его философии–«знание–сила». Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским (дедукция–от общего к единичному путем логических выводов). Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт (стул–мебель).
Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:
· Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества – антропоморфность мифа)
· Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)
· Идола площади или рынка(на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).
· Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей).
В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цель приобретения знания–покорение природы. С этого момента эксперименты над природой стали проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: на каком этапе ученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена до сих пор). Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты, Б. разработал опыты плодоносные(дают практический результат) и светоносные(не дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас от заблуждений). Б. принадлежал к эмпирикам (в основе познания лежит опыт). Он восстановил материалистическую традицию в европейской науке(сам материалистом не был), предложил новое понимание материи(совокупность частиц–отражение в физике Ньютона). Б.–основатель теоретической механики(движение–неотъемлемая часть материи). Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры.
Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко дифференцирована.
Классификация системы наук и роль философии.
История соответствует памяти, поэзия — воображению, философия — рассудку". Историю — сообразованную с памятью — Ф. Бэкон делит на естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук и собственно гражданскую историю). Поэзия — коррелируемая с воображением — разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет ее от «теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок, или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями). "Великим приложением к теоретической и практической естественной философии" становится математика (в свою очередь дифференцированная).
По стилю своего философствования Ф. Бэкон — великий систематизатор и классификатор, что надо понимать не в чисто формальном смысле. Вся его работа философа и писателя строится так, что любая глава книги служит как бы частью заранее составленной и строго выполняемой классификаторской схемы.
Социально-практические идеи Бэкона.
Позитивное отношение к современному экономическому строю вообще весьма характерно для взглядов Бэкона и ряда его современников: Бэкон выступает за увеличение колоний, давая подробные советы, касающиеся наиболее "справедливой" и безболезненной колонизации; непосредственный участник экономической политики Англии, он высоко отзывается о деятельности торговых и промышленных компаний; его сочувствие вызывает личность честного дельца, инициативного предпринимателя; Бэкон дает немало рекомендаций относительно наиболее "предпочтительных", гуманных способов личного обогащения и т.д. Противоядие против бедности, а значит, против массовых смут и беспорядков Бэкон усматривает не только и не столько в гибкой и тонкой политике (которая его, конечно, весьма привлекает), сколько в экономическом пресечении бедности и в увеличении общественного богатства. Конкретные способы, рекомендуемые Бэконом, — мудрое экономическое и налоговое регулирование, но в особенности "открытие торговых путей", "усовершенствование земледелия" и "поощрение мануфактур".