Проблема человека и смысла жизни в казахской философии

Потребность в обретении смысла заключается в поисках внутренней смыслосодержательной основы самобытности, потенций, отвечающих характеру и структуре не только сложившихся, но и становящихся отношений. Эти потенции в казахской культуре усматриваются, прежде всего, в “человеческом богатстве” и взаимоотношении с разными культурами: индоиранской, арабской, тюркской, монгольской, славянской цивилизациями, которые не развалили, а укрепили дух народа в ходе исторического развития. Накопленное культурное наследие оказывает громадное воздействие на функционирование общественного и индивидуального сознания в Казахстане. При этом, важное значение приобретают факторы, способствующие национальной консолидации. Объективные условия, включающие в себя все материальные и духовные достижения общества, на данном этапе его развития определяют направления развития чувств, мыслей и стремлений людей, т.е. то, что они должны знать, к чему должны стремиться. для казахской культуры основным причинным механизмом проявления свободы духа и воли являлась фундаментальная идея смысла бытия, природа которой заключалась в отражении реальной действительности, принципов существования социальной организации, родовых особенностей человека, точнее, его неуемную жажду жить, т.е. реализовываться, определяться в процессе познания объективного мира. Социальный генотип – совокупность жизненных смыслов, передаваемых от поколения к поколению, иначе говоря, это смысложизненные универсалии, имеющие непреходящий характер. В социальном генотипе того или иного общества сохраняется база данных, помогающая обществу выжить в критических обстоятельствах: ориентация на общечеловеческие ценности, самобытность, понятие смысла жизни, принцип гуманизма и т.д. Несмотря на все перипетии, происшедшие в истории Казахстана, казахский народ, “как трагический странник, кочевавший по степям и столетиям”, по словам М.Ауэзова, веками боролся за физическое и культурное выживание, национальное и человеческое достоинство, отстаивал свое право на самобытность. По сей день, в национальной среде сохранены обычаи и традиции, этические принципы. Не случайно, сегодня современное развитие мировой цивилизации, составной частью которой является Казахстан, сопровождается процессом обновления национальных особенностей культур. Сейчас, как никогда ранее, человечество сосредоточенно вглядывается в самого себя. Ощутимые перемены, происшедшие и происходящие в жизни народов (наций), которые встали на путь независимого развития, сопровождаются пересмотром всех устоев жизни, натолкнувшись на ряд проблем в области экономики, политики и культуры. Но для этого, первоначально крайне важно уяснить, куда мы идем и, что не менее важно, куда можем прийти. “Независимость – это исходное измерение и переломный рубеж в истории общества и народа, в жизни отдельного человека, это новые возможности и новые требования, пробуждение в каждом из нас новых надежд”

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: