Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии

Понятие смысла жизни в учении Л. Н. Толстого непосредственно связано с понятиями «религия» и «вера» в том значении, которым их наделил писатель. Вера как непосредственное сознание жизни человека есть его невербализованное, неосознанное сознание смысла жизни. Вопросом же о смысле жизни выражается стремление человека перевести свое непосредственное сознание смысла жизни в область разумного сознания, преодолевая таким образом ограниченность своего сознания жизни как жизни, протяженной» в пространстве и во времени. Религией, по мысли Толстого, является внешнее воплощение, т. е. воплощение в разумных (вербализуемых) формах непосредственного сознания смысла жизни (веры) человека. Различие религий является выражением различной степени осознания человеком своего непосредственного сознания жизни, т. е. различием в степени его приближенности к сознания истины. Вера и религия, - неотъемлемые части жизни человека, без которых она не могла бы быть мыслимой. А смысл жизни - категория, выражающая способ бытия человека как такового, - как существа со-знающего, полагающего себя и свою жизнь в с-мысле. В учении JI. Н. Толстого о смысле жизни человека понятие смысла жизни рассматривается в особом контексте - не как выражение того, ради чего человек должен жить, или к чему он должен стремиться, но как выражение изначально заданного способа, каким человек знает свою жизнь и самого себя. Поэтому стремление к смыслу жизни, его поиск, согласно учению

Л.Н. Толстого, не есть свидетельство отсутствия смысла в жизни человека (что невозможно, поскольку тогда бы человек не знал, что он живет), но свидетельство «действия» смысла, подвигающего человека к самопознанию, -обнаружению в себе внутреннего закона его жизни, т. е. божественного (сверхвременного и сверхпространственного) источника жизни. Отсюда следует различие, которое Л. Н. Толстой провел между понятиями «цель» и «смысл» жизни. Толстой полагал, что понятие цели жизни относится к (конечным) явлениям жизни, но не к жизни как таковой. Подобно тому, как Платон различал философское познание, состоящее в познании вещей как таковых и познание, основанное на мнении, т. е. на видении различных проявлений и непонимании того, что стоит за ними - их идеи, их сущности. JI.H. Толстой различал веру-доверие, т. е. ложное сознание жизни в ее преходящих «формах», принимающее последние за абсолют и «разумение жизни», т. е. осознанное сознание жизни, когда человеку открывается сознание жизни как таковой, идея, замысел, что получает выражение в его сознании ограниченности своего сознания жизни ограниченной. Если первое (вера-доверие) есть сознание цели жизни, то второе («разумение жизни») есть сознание ее смысла. Поэтому сознание цели жизни есть только частная точка зрения на жизнь, а сознание ее смысла есть выражение выхода за пределы своего ограниченного сознания жизни, т. е. - приобщение к божественной идеи жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: