Философия эпохи постмодерна: основные темы и представители (М. Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делез, Ж.Бордийяр и др.)

К ведущим представителям философии постмодернизма можно отнести Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ю. Кристеву, Ж. Ф. Лиотара, М. Фуко (Франция), Дж. Ваттимо, У. Эко (Италия), В. Вельша (Германия), Ф. Джеймисона, Р. Рорти, И. Хассана (Америка) и др. Постмодернистская философия пытается выявить центральные пункты поворота от модерна к постмодерну и напрямую связана с философскими обобщениями, суммирующими переоценку ценностей. Современная переоценка ценностей в свою очередь является результатом возрастания значения средств массовой коммуникации и знаковых систем в возрастающей открытости общества. Постмодернистская философия отделяет себя от классической и неклассической традиций и является постнеклассической. Несмотря на это, постмодернистская философия во многом восходит к неклассическому типу философствования (начиная с Ф. Ницше), в частности, к постструктурализму, постфрейдизму, структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии, философии М. Хайдеггера, традициям «постнаучного мышления» и «поэтического мышления», семиотики и структурной лингвистики, к философии диалога и теории языковых игр. В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…». Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью. Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: