Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения

 

Возрождение Античности, но существенное отличие от нее, противопоставление себя Средневековью. Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.

Антропоцентризм – утверждение человека в центре мироздания.

Гуманизм – утверждение абсолютной ценности человеческой личности. Гуманизм не имеет отношения к народу, лишь к элите, носит аристократический характер.

Философия Возрождения носит характер натуральной философии (естесственной).

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность
2. светский характер (против церкви)
3. гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности.
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом.
В Пантеизме вселенная представляется как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает Антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

В философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

Пьетро Помпонацци – врач, представитель номинализма. Отрицает бессмертие души, душа материальна и смертна.

Леонардо да Винчи: «Когда я один весь мир принадлежит мне.» Творчество=одиночество.

Наука – изучение количественных закономерностей явлений природы. Наука и искусство тождественны.

Джованни Томмазо Кампанелло. Написал утопию «Город солнца».

Джордано Бруно. Пострижен в монахи, участвовал в философско-религиозных диспутах.

Философия Дж. Бруно лежит в основании современного научного знания в целом. Философия Бруно – пантеизм. Если Бог всемогущ, не может быть так, что Бог создал один мир. Способов познания действительности, и соответственно количество миров – бесконечно много, очень часто способы познания действительности зависят от строения тела живого существа. Если увеличить возможности восприятия, количество типов восприятия возрастает.

Противоречие между католической церковью и Дж. Бруно. Церковь оскорбляет Бога тем, что он создал только этот мир, ограничевает его могущество. Кроме Земли есть другие миры. Платонические мысли: «Мир – многообразие единства». Мир гилозаичен. Гилозаизм – всеобщая одушевленность природы. Природа бесконечно одушевлена. «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, открытая в вещах».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: