Тема: Исторические типы философии

Занятие 1

План семинара

1. Основные черты античной философии.

2.Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии.

3. Философия эпохи Возрождения.

4. Общая характеристика философии XVII – XVIII в. в.

Отвечая на первый вопрос плана следует отметить, что античная философия,

это, прежде всего, философия древних греков и древних римлян. Она охватывает период с VI в. до н. э. по V в. н. э.

Все многообразие проблем, выдвинутых античными философами можно свести к следующим: 1) проблемы бытия, материи и ее формы; 2) проблема человека и его познания; 3) проблема свободы и счастья человека; 4) проблема чувственного и умопостигаемого в познании.

Философия Древней Греции представлена несколькими натурфилософскими школами, наиболее значительные из которых: милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); пифагорейская (Пифагор); элейская (Зенон, Парменид, Мелисс).

В центре внимания философских школ находятся проблемы сущности и первоначала мира, субстанциональные основы вещей (то есть то, из чего возникают все вещи). По мнению Фалеса, первоосновой мира является вода, у Анаксимандра – воздух, у Анаксимена некое безликое вещество – апейрон, у Гераклита – огонь. Сущность вещей, например, Пифагор видит в числе, Парменид – в их бытии. По Демокриту, все вещи состоят из мельчайших, неделимых и вечных частицу – атомов, плавающих в пустоте. Далее следует отметить, что переворот в предмете философствования совершает Сократ, выдвигая на первое место проблемы самого человека.

Выдающимися философами рассматриваемого исторического периода были Платон и Аристотель.

Истоки философии Платона, направленность его мышления невозможно понять вне контекста трагедии его жизни, или, по выражению В. Соловьева, «жизненной драмы», а именно казни Сократа.

Платон задает вопрос: «Может ли быть подлинным тот мир, который осудил на смерть достойнейшего из людей, поправ тем самым идеи справедливости и истины?». И он отвечает: «Нет».

Обычный мир существует, но всегда, по Платону неистинным образом. Помимо чувственного мира существует другой мир – мир чистых сущностей. Отсюда, согласно Платону, существует два мира: истинный мир – мир чистых сущностей, идей, эйдосов и изменчивый, неподлинный мир – мир вещей. Главным для Платона является мир идей.

В своем учении об обществе Платон разработал проект идеального государства. Справедливое государственное устройство Платон «выводит» из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей.

В отличии от Платона, его ученик Аристотель считал, что идеи существуют в самих вещах, а не в каком-то умопостигаемом мире, мире идей. Мир реально существует и объекты и явления этого мира надо познавать из него самого, т.е. в центре познания должны находиться не идеи, а сами объекты и явления.

Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшем систематическую науку о природе – физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

При ответе на второй вопрос плана необходимо обратить внимание на тот факт, что средневековая философия могла развиваться главным образом в стенах церковных и монашеских школ. Она лишилась статуса самостоятельной области знания, обрела форму религиозной философии и оказалась в положении «служанки богословия».

Вся философия эпохи Средневековья может быть разделена на два основных этапа: патристики (I – VI в. в.) и схоластики (XI- XV в. в.).

Основными представителями патристики, придерживающимися идей философии Платона, являлись: Василий Великий, Августин Авремий, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Среди главных проблем патристики можно выделить следующие:

- проблема сущности Бога;

- отношение веры и разума;

- понимание истории как движения к определенной конечной цели – «Граду божьему»;

- свобода человека как возможность спасения души и др.

Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугена, Альберт

Великий, Фома Аквинский, Абеляр и др.) продолжила поднятые патристикой проблемы, однако выдвинула на первое место проблему соотношения разума и веры, религии и науки. Особое внимание уделялось также проблеме соотношения общего и единичного, которая решалась с позиции «номинализма» (общее существует только в имени или уме, реально существуют единичные вещи) и «реализма» (общее существует реально).

Далее следует отметить, что с точки зрения отношения к церковному учению, схоластика скорее анализирует учения «отцов церкви», чем само Святое Писание. В это время влияние философии Платона ослабевает и начинается влияние философских идей Аристотеля.

Ответ на третий вопрос плана можно начать с краткой характеристики эпохи Возрождения. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре. Главная особенность философии эпохи Возрождения – антроцентризм. Это означает, что центр философских исследований ставится человеком.

Наиболее видными представителями философской мысли эпохи Возрождения были такие мыслители как Леонардо да Винчи, Н. Кузанский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель Монтень и др.

Эпоха Возрождения – это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Человек рассматривается как высшее центральное звено всей цепи космического бытия.

Завершая рассмотрение философии эпохи Возрождения перечислим ее основные черты:

1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.

2. Пантеизм: сознание новой картины мира, отождествляющей Бога и природу.

3. Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает (ни Богу, ни природе), он сам себе деятелен, он творит.

4. Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.

5. Эстетическое понимание действительности доминирует над научными и моральными представлениями.

Характеризуя европейскую философию Нового времени при ответе на четвертый вопрос плана, необходимо усиление внимания философии к проблемам научного познания мира и выделить сенсуализм и рационализм как два направления гносеологии. Выражением духа преобразований Нового времени стали Философские взгляды Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спиноза, Г.В. Лейбница, Дж. Беркли, Д. Д. Юма и др.

Следует обратить внимание на то, что из основной сенсуалистической посылки может быть развита как материалистическая, так и идеалистическая система взглядов. Все зависит от того, как понимаются соотношение и связь ощущений с предметным миром.

Сенсуалисты – материалисты (Ф. Бэкон, Т. Гоббс) рассматривают ощущения как результат воздействия вещей на наши органы чувств, признавая само существование вещей объективным, не зависящим от сознания человека.

Сенсуалисты – субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм) исходили из того, что только ощущения являются объективной реальностью, без которой другой реальности быть не может (по Беркли, быть – это значит, быть в восприятии).

В отличии от сенсуалистов, сторонники рационализма усматривают источник истинного знания в разуме, полагая, что чувственное познание всегда неполно и недостаточно.

Так, французский философ Р. Декарт критерий истины усматривал в ясности и отчетливости нашего мышления. Он допускал существование в сознании человека врожденных идей, не зависящих от чувственного опыта практики.

Развивая идеи Р. Декарта, Б. Спиноза полагал, что чувственный опыт не способен обеспечить достоверное знание, и резко противопоставлял интеллектуальное знание чувственному.

Рационалистическая теория познания может быть как материалистической (Спиноза), так и идеалистической (Декарт).

Занятие 2

План семинара

1. Немецкая классическая философия. (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

2. Основные идеи марксистской философии.

3. Русская религиозная философия.

4. Философские концепции современности.

При ответе на первый вопрос плана следует отметить, что к классической

относится немецкая философия второй половины XVII – первой половины XIX века. При этом имеется в виду не только высочайший уровень творчества ее представителей (Конта, Фихте, Гегеля, Фейербаха), но и тот факт, что именно на этом этапе своей истории мировая философская мысль поднялась до самосознания, поставила вопросы об основах и условиях своего собственного существования и развития, обосновала в качестве исходных философских категорий мышление и бытие.

Основоположником немецкой классической философии по праву считают выдающегося немецкого философа И. Канта. Характеризуя основные положения философских воззрений Канта, необходимо кратко остановиться на теории познания, этических и эстетических взглядах немецкого философа.

Теория познания. Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

Кант анализирует структуру субъекта для того, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. В самом субъекте Кант различает как бы два уровня – эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как таковую. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ.

Этика. Мораль, по Канту, - сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль, по Канту, носит характер императивности, то есть всеобщности и обязательности требований. «Категорический императив, - пишет он, - есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы».

Свой категорический императив Кант формулирует и в другой форме: «Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Эстетика. Исключительная роль искусства состоит в том, чтобы снять, преодолеть разрыв между миром данным нам в чувствах и миром умопостигаемым. По Канту, истина и добро находят себя в красоте.

Вершиной немецкого идеализма первой половины XIX в. по праву считается творчество Г.В.Ф. Гегеля.

Основу философской системы Гегеля составляет Абсолютная идея. Абсолютная идея есть совершенно объективное, безличностное, идеальное начало, выступающее творцом мира. Все, что существует на свете – это следствие и результат ее активности.

Процесс развертывания богатства абсолютной идеи включает три ступени: 1) степень логики – безличное, «чистое», то есть непредметное, конструирующее само из себя систему логических категорий; 2) ступень природы, понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, ее «инобытие». На этой ступени появляется и человек как часть и завершение природы; 3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в корой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии. Абсолютная идея как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя.

Вклад Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Философия Гегеля проникнута идеей развития. Она требует рассматривать любое явление с точки зрения его возникновения, изменения и гибели.

Противоречия гегелевской философии вскрыл последний представитель немецкой философии – Л. Фейербах.

Философия Л. Фейербаха характеризуется двумя основоположными чертами: 1) критика идеализма; 2) критика религии. В условиях полного господства идеализма в Германии он сумел увидеть его несостоятельность и смело выступил в защиту материализма и атеизма.

Фейербах подвергает критике религию. Однако он не смог увидеть в религии отражения антагонизмов общественной жизни. Отвергнув оформленную религию, Фейербах провозгласил «истинную религию без бога», религию «общественной любви».

Исходным пунктом философии Фейербаха выступает человек, а основной наукой, на которую он опирается, служит антропология, изучающая физическую организацию человека и ее развитие. Сущность человека для Фейербаха – его разум, воля, сердце, порожденные природой; человек рассматривается как биологическое, но не социальное существо. «Природная» сторона в человеке преувеличивалась, а социальная – недооценивалась.

Отвечая на второй вопрос плана, следует остановиться на главном философском открытии Маркса – материалистическом понимании общественной жизни и истории. Исходя из основного постулата марксистской философии об определении общественного сознания общественным бытием, история представляет собой естественно - исторический процесс, каждая ступень которого представляет собой определенное соотношение производственных отношений и производительных сил. Экономические отношения в конечном счете определяют все другие общественные отношения, в том числе политические, правовые, религиозные, нравственные.

Маркс и Энгельс, критически переосмыслив диалектику Гегеля, разработали материалистическую диалектику. Маркс сделал вывод: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от человеческого, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Одна из важных идей марксистской философии состоит в том, что практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

Сознание, по Марксу, является не просто пассивным отражением мира, а его могущественным преобразователем.

Марксистская философия основную общественную ценность видит во всестороннем развитии человека.

При ответе на третий вопрос плана следует отметить, что религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в русской философии. Ее главная цель – разработка идеалов православия в жизнь.

Особое влияние на русскую религиозную философию оказали идеи В.С. Соловьева, Л. Шестова, С.Н. Булгакова.

Философия В. Соловьева являет собой основу «нового религиозного сознания». Соловьев считал, что правильно понятая, рационализированная теология не противоречит интересам философии и науки. Философия и наука имеет свою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой.

У Соловьева олицетворением положительного всеединства является Бог. Всякое многообразие скреплено божественным единством.

Движением общества, по Соловьеву, управляет божественный промысел, а квинтэссенцией человеческой истории является история религии. Человек связан с двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремится.

Процесс движения к абсолютному всеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании человека.

Свою главную идею – утверждение философии теоцентризма, всецело основанной на вере, Шестов обосновывает путем доказательства иррациональности бытия и острой критики философии рационализма.

Библейская философия, считал Шестов, много глубже и проникновеннее современной философии. Глубочайший порок рационализма состоит в том, что он заранее отбрасывает данные веры и откровения.

Мир, согласно учению с Булгакова, представляет собой такое творение, основой которого является особое, идеальное, божественное начало, именуемое Святой Софией. Божественной является не только потусторонняя, но и земная жизнь. Одна из основных черт философии Булгакова – стремлении утвердить идею божественности природы и человека.

При ответе на четвертый вопрос плана, необходимо отметить, что среди множества философских концепций современности в качестве наиболее характерных, можно выделить: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, постмодернизм.

Философские школы позитивизма (О. Конт, К. Поппер, Б. Рассел) поднимают философские проблемы науки. Основная проблема философской науки, - это рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ значений научных высказываний. Позитивизм исходит из того, что подлинное значение может дать только наука. Все остальные формы освоения мира, в том числе и философия, имеют сомнительное право на существование.

Философия экзистенциализма (Л. Шестов, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камью) представляет собой большое количество поднаправлений, что крайне затрудняет выделение его основного содержания.

Для всех экзистенциалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Это бытие – начало и конец любого знания. Человек сначала существует – думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире.

Бытие человека – это драма. Сознание человека свободно, его воля предопределяет жизненный путь. Человек одинок в своих чувствах, он находится в пустоте. Человек понимает конечность своего бытия, понимает, что его существование это, по сути, «бытие для смерти».

Основные представители неотомизма (Э. Жильсон, Ж. Маритен, А. Швейцер) свою задачу видят в том, чтобы примирить веру и разум, науку и религию.

Центральная проблема современной религиозной философии – проблема человека. Как относится человек к Богу? Какова миссия человека в истории, в чем смысл его бытия.

Наиболее авторитетным направлением постклассической философии в конце XX в. стал постмодернизм. Его виднейшие представители: Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Рорти и др. Задачу философии в условиях существования различных ценностных ориентаций они видят и в поиске «предельных оснований бытия», а в исследовании логики сосуществования антиподов, в описании конфликтных ситуаций. Представители философии постмодернизма считают, что плюрализм философии XX в. не позволяет относится ни к одной школе с доверием, так как их направленность на освоение мира, скорее субъективна, чем объективна.

Список рекомендуемой литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1976.

2. Бердяев Н.А. О русской философии / Н.А. Бердяев. – Свердловск, 1991.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гульга. – М., 1986.

4. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. – СПб, 1991.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века / В.Н. Кузнецов. – М., 1989.

6. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма / Т.И. Ойзерман. – М., 1981.

7. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – Новосибирск, 1999.

8. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 1998.

9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кахановского. – Ростов н/Дону, 1998.

10. Философия. Учебное пособие / Под ред Л.П. Станкевича. – Липецк, 2002.

Вопросы для самоконтроля

1. Каких философов античности Вы знаете?

2. Каковы основные идеи античной философии?

3. Каковы отличительные черты и особенности средневековой философии?

4. Каковы характерные черты философии эпохи Возрождения?

5. В чем новизна и особенности философии Нового времени, ее основные направления и представители?

6. Что означают термины «эмпиризм» и «рационализм»?

7. Какие проблемы были в центре внимания И. Конта в «критический период его творчества»?

8. Что означает контовское понятие «вещи в себе» недоступны познанию?

9. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Г. Гегеля?

10. В чем состоит противоречие между методом и системой философии Г. Гегеля?

11. Каковы теоретические предпосылки марксистской философии?

12. Каковы основные идеи марксистской философии?

13. В чем суть философии экзистенциализма?

14. В чем специфика русской религиозной философии?

Темы рефератов

1. Философия Милетской школы.

2. Платон – основоположник объективного идеализма.

3. Основные идеи философии Аристотеля.

4. Особенности развития философии Средневековья.

5. Проблема гуманизма в философии эпохи Возрождения.

6. Сенсуализм и рационализм в философии Нового времени.

7. Монистический характер философии Б. Спинозы.

8. Теория познания И. Канта.

9. Философия Гегеля. Система и метод.

10. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

11. Основные идеи русской религиозной философии.

12. Учение Маркса о человеке и обществе.

Методические рекомендации и планы

семинарских занятий по курсу «Философия»

для студентов очно-заочного обучения

Составители: Палинчак Ференц Яношович

Луговая Алла Владимировна

Под редакцией Станкевича Л.П.

Редактор: Бирлева Н.Ю.

____________________________________

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага газетная.

Ризография. Печ.л. 3 Тираж 300 экз. № Липецкий государственный

технический университет. 398600 Липецк, ул. Московская,30. Типогра -

фия ЛГТУ, 398600 Липецк, ул. Московская, 30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: