double arrow

И.Кант – родоначальник немецкой классической философии.

 

Немецкая классическая философия.

Реформацию в Германии возглавлял Мартин Лютер (протестантизм).

Свобода – выше послушания, брак – выше безбрачия, богатство – выше нищеты. Происходит переворот средневековых представлений

Бог понимает грешность человека, он показывает это в богатстве, как результате труда. Богатство – символ благоволения Бога к честному труду.

«Пусть люди говорят все, что угодно, а ты иди своей дорогой.»

Лютер оправдывает человека в стремлении реализовать свой талант, большое значение имеет человеческая активность. Акцент на смелости, самоотдаче.

 

Иммануил Кант (1724-1804). Кант был стеснительным и боялся студентов.

Три вопроса в его философии:

1) Что я могу знать? (гносеология)

2) Что я должен делать? (мораль, этика)

3) На что я могу надеяться? (что будет после смерти)

 

Первый вопрос о способах и методах научного познания, каковы инструменты научного познания.

Идея книги «Критика чистого разума»: существует два типа вещей.

Вещи для нас, которые существуют в категории пространства и времени.

Вещи сами по себе (или в себе): человек сам придает смысл предметам, наука не познает вещи сами по себе. Познание науки обязательно связано с тем, что любой научный объект помещается в категории пространства и времени. Пространство – внешняя упорядоченность предметов. Время – внутренняя упорядоченность предметов.

Сама идея пространства не содержится в материальном мире, но является свойством нашего сознания. То же со временем. Нет момента, от которого считать время. Время – это свойство сознания, которое не имеет пространственного измерения.

«Только формы нашей чувственности, которые должны предшествовать всякому эмпирическому созерцанию являются пространством и временем.»

A priori – до всякого опыта.

Пространство и время существуют a priori и являются как бы врожденными свойствами нашего сознания.

В науке осуществляется только познание вещей для нас (т.е. познание вещей в категории пространства и времени). Каковы вещи сами по себе или в себе наука никогда не узнает. Мы всегда узнаем каковы вещи в категориях пространства и времени. Кант показывает двойственность научной логики.

Многие обвиняли Канта в агностицизме, но он не был агностиком. Агностицизм – отрицание познаваемости мира.

 

Второй вопрос: что делать? Ему посвящена книга «Критика практического разума». В ней рассказывается о том, как жить и вести себя с людьми. Категорический императив – безусловное повеление, правила жизни.

1. Поступай так, чтобы норма твоего поступка всегда могла стать основанием принцмпов всеобщего законодательства.

2. Относись к человеку как к цели, но никогда как к средству.

Кант указывает на различие закона и права, т.к. право всегда справедливо, а закон – не всегда.

 

«Категория права». В основе права – понятие справедливости. Закон – это закон, когда он выражает право. Общество, построенное на основе закона, не тождественно обществу, построенному на господстве права.

Мысль Канта: «Если человек понимает, что его поступок правовой, он обязан его совершить, даже если он противоречит закону».

Вторая формулировка категорического императива: речь идет о том, что к любому человеку (он может быть плохим, злым) я должен относится как к цели, я не могу его осуждать, но могу осуждать только его поступки.

«Если ты должен, то можешь».

«Религия в пределах только разума»

«Из девяти заповедей мы должны убрать первую, а остальные - оставить».

Кант поддерживал секуляризацию. Он был против религии, используя саму религию.

 

Нельзя не отметить отношение Канта к смерти. Когда его друг или близкий человек болел, но была надежда на выздоровление, философ с тревожным участием следил за состоянием здоровья больного. Но как только смерть забирала этого человека, Кант тут же вычеркивал его из своей жизни и даже на слова сочувствия не «раскошеливался».

Из интернета:

12 февраля 1804 года в Кёнигсберге случился великий траур – остановилось сердце великого патриота города, философа Иммануила Канта. Этот сухонький старик, по которому в последние годы кёнигсбержцы сверяли часы, умер на руках у родной сестры, к тому времени с братом он прервал всяческие отношения.

Горе было столь неподдельным, что Канта долго не хотели «отпускать». Вместо положенных двух дней на прощание, эта церемония заняла более двух недель. И только 28 февраля 28 лучших студентов местного университета, получившего название Альбертина, на руках вынесли гроб с телом усопшего к месту его последнего успокоения.

О том, каким философом был Кант – многие знают лишь понаслышке: не так-то легко одолеть хотя бы «Критику чистого разума». Да и большинству нынешних обывателей это и ни к чему: философия жизни и выживания диктует сегодня свои законы. Хорошо если кто-то, читая куда более популярную сегодня книгу «Мастер и Маргарита», вспомнит научный спор Воланда с Кантом относительно существования Бога. Хочу их несколько огорчить – Кант никогда не «выводил» личное доказательство, это миф.

Каким же он был, этот гений своего века? На это небезынтересно взглянуть, для того, чтобы почерпнуть что-то полезное и для себя.

Итак, начнем с самого рождения. Иммануил был четвертым ребенком в семье шорника, или, если хотите, седельных дел мастера. Это было наследственное, потому что и дед будущего философа знаменит был только своими сверхпрочными и изящными седлами для лошадей. Так получилось, что «мужичок», как заботливо звала Иммануила его мама Регина, был первым выжившим ребенком в семье. В богобоязненной ячейке общества не признавали абортов, а потому в общей сложности Регина рожала одиннадцать раз, но выжили, кроме самого философа, гораздо меньше половины. Одни исследователи настаивают на том, что у Канта было три брата и сестра, но немец Кроненберг настаивает на том, что брат был один, как и сестра. Может быть, и так.

Как я уже сказал, в детстве и юношестве Кант был очень тщедушным ребенком. Узкая грудная клетка, неровная походка, вовсе не знатное происхождение – у другого развили бы десятки комплексов. Но Иммануил ограничился только одним – невероятной застенчивостью. И победить смог ее очень нескоро – доподлинно известно, что даже после 1755 года, когда Иммануилу было уже за 30, и он получил право читать лекции в Альбертине, философ, уже трижды защитивший ученую степень, не справился с волнением. Он говорил еле слышно и часто поправлялся. У нас в народе таких людей называют немного резко: мямля.

Может быть, именно поэтому профессором Кант стал через целых 15 лет – только в 1770 году ему «улыбнулась» кафедра логики и метафизики.
В этом же году Кант пишет своему другу Марку Герцу о том, что задумал сочинение и надеется его закончить через три месяца. Наивный ученый – «Критика чистого разума» увидела свет лишь 11 лет спустя – в начале 1781 года.

Но вернемся к «вещи в себе». Первое, что связывает Канта с этим понятием – его добровольное затворничество с 1746 по 1755 годы, когда будущий философ ограничился должностью домашнего учителя и, как говорится, носа не казал на разных, как теперь принято говорить, «тусовках». Сидел ниже травы, тише воды.

Второй момент – Кант не очень-то любил женское общество, хотя относился к некоторым представительницам прекрасного пола весьма снисходительно. Но он ни разу не был женат, и никто не мог похвастать тем, что зафиксировал факт того, что Кант делил с кем-то свою постель. Злопыхатели тут же выстроили теорию о том, что философ очень хочет дожить до старости и потому бережет собственные силы. Где уж тут место женщине?
Эта любовь к самому себе, разве не показатель того, что человек является ярким олицетворением вещи в себе?

А про женщин Кант как-то сказал: «Женщина не любит выдавать себя и поэтому не напивается. Она слаба и потому хитра». Меньше всего философ хотел быть обхитренным.
И, наконец, третье – куда бы Канта ни приглашали – не то, что преподавать, а даже выступить с лекциями – он ни разу не покидал родного города, что стало причиной прозвища Канта в ученом кругу – затворник из Кёнигсберга. А кто такой, в сущности, затворник?
Но жители столицы Восточной Пруссии очень любили чудаковатого профессора. Почему чудаковатого? Он редко менял свои привычки, а они были странноватые.
Например, философ, размышляя, имел обыкновение смотреть в одну точку. Он любил вид на башню, которая была видна из окна его кабинета. Но однажды весной он вдруг заметил, что разросшиеся ветви деревьев в саду соседа – закрыли обзор. Профессор не успокоился до тех пор, пока не заставил соседа подрезать ветви до прежнего уровня.

Читая лекции, Кант обычно выбирал в качестве объекта одного из студентов и на протяжении отведенного времени не спускал глаз именно с него. Как-то раз студенты не узнали своего учителя: он часто терял ход мыслей, был непривычно рассеян, останавливался и не сразу мог вспомнить о чем говорил. Оказалось, что студент – объект созерцания профессора в тот день где-то потерял пуговицу на сюртуке.

А о пунктуальности Канта ходили легенды. Если он выходил вечером из дому – жители окрестных кварталов знали – наступило ровно 19 часов.
Какой главный урок можно вынести из жизни Канта? Даже если тебе природа чего-то не додала, это нисколько не страшно. Есть сила духа, которая может творить чудеса. А если мы сразу же опускаем руки, то удача тут же от нас отворачивается. В чем-то она напоминает Канта…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: