Проблемное поле, предмет и структура философского знания
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель 18 века И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?». Век спустя другой немецкий философ М.Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.
Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.
- проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего.
- проблема познания человека и смысла его существования.
- проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.
|
|
- проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей».
Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга, но вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме – либо построению идеальной модели мира, либо проблеме человека, либо взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических вопросов.
Таким образом, возможность различных трактовок предмета философии заключается в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в этой связи Л.Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и рекомендовал не забывать о времени, когда было создано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются, по его словам, в философских идеях.
Особенности философии древних цивилизаций. Специфика философской традиции древней Индии. Особенности философской мысли древнего Китая.
Особенности философии древних цивилизаций:
– тесная связь с религиозными представлениями;
– утверждение о том, что философия призвана помочь совершенствованию человеческой личности;
– нравственная направленность философских исканий;
– идея гармонии телесной и духовной стороны человеческого существования, индивида и окружающего мира;
– понимание того, что истина многогранна;
– интерес не столько к сущему, сколько к должному.
Древнеиндийская философия
Основные философские идеи Древней Индии содержатся в «Упанишадах», которые представляют собой часть знаменитого литературного памятника «Веды».
|
|
Два наиболее общих понятия древнеиндийской философии – Брахман и Атман.
Атман – душа, вечная неизменная духовная сущность индивида.
Брахман – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.
Индийцы считали, что реальный мир – это майя, иллюзия, которая скрывает от нас подлинный мир. В своей жизни на земле человек следует дхарме. Дхарма – это и космический порядок, и совокупность обязанностей человека, его долг. Дхарма находит свое воплощение в сансаре. Сансара – цепь переходов души из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, в котором душа мучается, не в силах достичь блаженства.
Сансара осуществляется в соответствии с кармой. Карма – закон этической причинности, которая утверждает наличие связи между нравственным поведением личности и характером перевоплощений его души.
Душа, перерождаясь, страдает, ибо стремится к мокше. Мокша – освобождение души, приобщение ее к Абсолюту. Это освобождение находит свое воплощение в Нирване. Нирвана – состояние полного освобождения от всех земных желаний и страстей, абсолютный, ничем не нарушаемый покой.
Стремясь к нирване, человек должен быть добродетельным и, в частности исповедовать принцип ахимсы. Ахимса – воздержание от нанесения вреда всему живому. Три Бога: Вишиту (создание), Брахма (баланс), Шива (разрушение)