Русский космизм интересен тем, что во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности

Русская религиозная философия 19-20 в.в. Главные проблемы и основные представители

Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев

На рубеже 19 – 20 веков главные позиции в русской философской мысли занимает религиозно-идеалистическая философия. Этот период в развитии духовной культуры в России получил название религиозный ренессанс. Именно учения русских религиозных мыслителей, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, следует считать наиболее значительным вкладом России в мировую философскую мысль. В конце 19 в. расцвет русской религиозной философии был подготовлен литературным, публицистическим и философским творчеством Фёдора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) и Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Они были не только выдающимися русскими писателями, мастерами слова, но также глубокими и оригинальными мыслителями. Их произведения не только поражают эстетическим совершенством, точной в психологическом плане разработкой образов, так и глубиной поставленных в их произведениях мировоззренческих проблем, повлиявших на развитие философской мысли. Вспомните из школьного курса литературы о вехах жизненного пути этих писателей и их наиболее значительных произведениях.

Бог, человек и его свобода – главные темы размышлений Ф. М. Достоевского.

Только признание бытия Бога позволяет обрести истинную свободу. Свобода без Бога лишь иллюзия.

Л. Н. Толстого с одной стороны ставят рядом с Достоевским, но противопоставляют ему как «певца плоти». Толстой подвергает резкой критике православное богословие, упрекая церковь в чрезмерной близости к государственной власти, отходе от истинных заповедей Христа, и невнимании к истинным нуждам простых верующих. Христос для Толстого – проповедник нравственных начал, пострадавший за свои убеждения.

Видным русским религиозным мыслителем начала 20 в. можно считать Сергея Николаевича Булгакова.

Сначала Булгаков был последователем умеренного (легального) марксизма и получил экономическое образование. Однако уже в 1903 г. он выпускает сборник очерков «От марксизма к идеализму».Булгаков говорит о марксизме как искажённой религии.Главным философским произведением Булгакова считается «Философия хозяйства» (1912 г.), в котором он пытается дать религиозное толкование хозяйственно-экономической деятельности человека. Булгаков, вместе с космистами, полагал, что человеческий труд стал самостоятельным космогоническим фактором. Хозяйственная деятельность рассматривается Булгаковым как практическая реализация всеединства, как усилия по ликвидации разрыва между творцом и тварью. Поздние сочинения С. Н. Булгакова носят теологический характер. Он размышляет над сущностью религии как опознания Бога в мире и переживания связи с Богом.

Большой интерес представляют идеи другого религиозного философа начала 20 в. Павла Александровича Флоренского. Флоренский утверждал, что полная истина существует лишь в православной церкви, а Христос являлся живым её воплощением.

Ещё одним видным представителем русского религиозно-философского ренессанса был Николай Александрович Бердяев. Он одновременно существующее в мире зло соотносит не со свободой воли человека, а с иррациональной свободой, коренящейся в первичном хаосе, предшествующем акту творения. Бог не творит ни добро ни зло, и поэтому он не несёт за них никакой ответственности.

 

Философия русского космизма. Федоров Н.Ф., Циолковский К.Э.,Вернадский В.И.

Русский космизм интересен тем, что во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Идеи русского космизма наиболее плотно воплотились в учении В.И. Вернадского о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. В центре его естественнонаучных и философский интересов - разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский - один из создателей антропокосмизма - системы, к которой природная (космическая) и человеческая тенденция развития науки сливаются в единое целое.

В философии "общего дела" Федорова центральной стала тема постоянного расширения под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Человек обладает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Н. Федоров, человек даже способен обрести бессмертие и возразить к жизни ушедшие поколения.

Научно-технические проекты К.Э. Циолковского были техническим приложением его "космической философии", рисующей космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных, бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: