Философия экзистенцианализма:основные проблемы и представители

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я"); проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор.Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля.

Философия структурализма и герменевтики.

Подобную тенденцию выявляет и другое философское направление - герменевтика (греч. hermeneo - разъясняю). Его представители Г. Дильтей, X. Гадамер, К.Апель, Ю.Хабермас, А.Лоренцер. Она действительно начинает формироваться в древности как толкование художественных поэтических текстов. На более поздних этапах ее функции усложняются: становятся значимыми не только искусство объяснения, но и понимание чужой индивидуальности (манеры автора, его стиля). Позже происходит философизация герменевтики, она выразилась в изучении анализируемых текстов как памятников культуры, как "жизненного мира".

В 20-е годы XX в. начинает формироваться новое направление - структурализм (К. Леви-Строс, Ж. Деррида, X. Бардт и др.). Структура рассматривалась как совокупность отношений или правил. Наиболее часто в структурном аспекте анализируют культуру, рассматривая ее как совокупность знаковых систем. Подобным образом трактуется наука, мода, религия, язык, обычаи, реклама и т.д. В них стремятся обнаружить внутренние, скрытые закономерности, которым подчиняется человеческое сознание и самосознание. Регламентация бытия бессознательным через знаковые системы провозглашается как устоявшаяся традиция в обществе.

Проблема бытия в философии. Бытие,материя,сознание.

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием.

Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Созна́ние— состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.Сознание— это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: