double arrow

ЗАНЯТИЕ 9. ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ.


СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Тело и душа. Проблема здоровья. Норма и аномалия.

2. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Проблема смысла жизни.

3. Сознание и самосознание, их роль в поведении и деятельности людей. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни.

4. Человек и общество. Конфликты. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века.

Вопросы для обсуждения

1. Возможна ли единая наука об обществе? Чем обусловлено существование различных трактовок социальности?

2.Какими факторами определяется социальная структура и социальная динамика?

3.Почему человек является проблемой для самого себя? Какое значение имеет проблема самоопределения человека?

4. Как соотносятся биологические и социальные детерминан­ты в становлении личности?

5. Какие личностные качества формируются в сфере деятельности (общения)?

6. Как влияет массовая культура на становление личности?

7. Какой тип коммуникации доминирует в современном об­ществе? Как влияют средства массовой коммуникации на форми­рование нравственной ориентации человека?

Темы рефератов

1. Человек как проблема в истории философской мысли

2. Картины мира и образ человека: взаимосвязь и взаимовли­яние.

3. Индивид, человек, личность.

4. Материальное, социальное, духовное в человеке.

5. Внутреннее и внешнее в человеке.

6. Проблема смысла человеческого бытия.

7. Личность на Востоке и Западе: культурные модели и воз­можность диалога.

8. Идеальные образы бытия человека в культуре: «деятель», «творец», «игрок», «фантаст».

9. Влияние современной массовой культуры на формирование личности.

10. Человек и его свобода в западной философии XIX-XX вв.

П. Игра как образ идеальной человеческой жизни и способ расширения пространства возможного.

12.Виртуальные миры: способ ухода от реальности или инструмент самопознания?

13.Возможна ли личность высшего типа в «массовом обществе»?

14. Социально-экономическое и культурное расслоение и его влия­ние на становление личности.




15.Гуманитарное образование современного инженера: необ­ходимость или излишество?

16. Человек сознающий и человек рефлектирующий: критерии различия.

Литература

Основная

1. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - (Высшее образование). (Гриф) -ИНФРА-М, 2010.

2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008

Дополнительная

Момджян К. X. Введение в социальную философию. Учебное пособие. – М., 1997.

Агильдиев И.У. Власть предыстории. — М., 1990.

Агацци Э. Человек как предмет философии//Вопросы фи­лософии. - 1982.-№ 2.

Айер А. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. –1991. № 1.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.,1990.

Бердяев НА. О назначении человека. — М., 1993.

Бубер М. Два образа веры. — М., 1995.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1993,

Гуревич П.С. Философская антропология: учебное пособие. - М., 1997.

Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.

Лобковиц Н. Что такое «личность» // Вопросы философии. – 1997. № 5.

Миллс А.А. Гармоническое и дисгармоническое в личности. – Рига, 1993.

О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. – М., 1991.

Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен человека – вчера и завтра. – Р. н/ Д., 1996.



Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

Хьелл Л., Зинглер Д. Теория личности. – СПб., 1997.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Про­свещения. – М., 1991.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М., 1995.

Это человек: Антология. – М., 1995.

Культурология: XX в. Антология. — М., 1996.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию чело­веческой культуры // Философские науки. — М., 1991. № 7.

Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследова­ния и жизненный смысл. — М., 1977.

Кон И. С. Человек в поисках себя. — М., 1984.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1975.

Проблема человека в западной философии. — М., 1988.

Ревицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество– М., 1984.

Степин В. С, Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в куль­туре технической цивилизации.– М., 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Тиллих П. Теология культуры. - М., 1996.

Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1992.

Фромм Э. Человек для себя, — М, 1993.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности// Вопросы фило­софии- 1989.–№ 2.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: