double arrow

Занятие 8. Познание. Наука. Техника

1. Познание как культурно-исторический процесс. Субъект и объект познания. Многообразие видов и форм познания. Уровни познания.

2. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Диалектика относительного и абсолютного знания.

3. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Диалектика эмпирического и теоретического знания.

4. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Специфика технических знаний. Основные проблемы философии техники.

 

Вопросы для обсуждения

1.В чем сущность «истины»?

2.Опираясь на знание природы истины, объясните, почему многие опровергали афоризм Аристотеля: «Говорить, что есть, иговорить, что нет, о том, что есть, — значит утверждать ложь»?

3.Какие концепции истины вы знаете. Какой концепции ис­тины придерживался А. Пуанкаре, утверждая: «Основные положе­ния геометрии Евклида суть не что иное, как соглашения; было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или лож­ны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»?

4.Как вы понимаете объективную истину?

5.Если учесть, что научное знание активно развивается, мож­но ли утверждать, что существует абсолютная истина?

6.Какую роль в процессе познания играет абсолютная исти­на?

7.Согласны ли вы с утверждением, что истина есть процесс?

8.В чем причины относительности наших знаний?

9.Можно ли утверждать, что в поиске истины ученый-теоретик и здравомыслящий обыватель не отличаются друг от друга? Если да, то что их объединяет?

10.В чем суть высказывания: «Истина всегда конкретна»?

11.Что может служить критерием истины?

12.Какова роль практики в познании?

13.Согласны ли вы с утверждением, что «нет ничего опасней для новой истины, чем старые заблуждения»?

14.Применимы ли понятий истины к анализу духовных цен­ностей и формам культурного творчества?

15.Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один»?

16.Каковы сущностные характеристики НТР?

17.В чем суть особенностей науки как когнитивной деятельности?

18. Что такое критерии научности знания? Каковы критерии научности знания?

19. Каковы основные этапы развития научного знания?

20. Каковы основные принципы развития содержательных и мировоззренческих оснований научного знания?

21. Что следует называть основными факторами развития на­уки?

22. Как соотносятся наука и ценности в социальном развитии?

 
 


Темы рефератов

1. Проблема истины в истории философии.

2. Изменение представления об истине в философии.

3. Философские корни агностицизма.

4.Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины.

5. Может ли практика служить универсальным критерием ис­
тины в познании?

6.Проблема истины в математике.

7. Проблема истины в истории.

8. Объективна ли истина?

9.В чем причины относительности наших знаний?

10.Трудности установления истины.

11.Пути «добывания» истины.

12.Природа науки.

13.Философия техники: основные проблемы.

14.Методология и методы научного познания.

15.Научная рациональность.

16.Рост научного знания.

17.Наука и общество: принципы взаимодействия.

18. Гуманитарное измерение научно-технического прогресса.

19. Этика науки.

 

Литература

Основная

1. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - (Высшее образование). (Гриф) -ИНФРА-М, 2010.

2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008

Дополнительная

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия.– Р.н/Д., 1995.

Границы науки о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1987.

Гроф С. За пределами мозга. – М., 1992.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М., 1985.

Диалектика познания. – М., 1998.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

Загадка человеческого понимания. – М., 1991.

Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981.

Ильин В.В. Теория познания. – М., 1994.

Козлова М.С. Философия и язык. – М., 1972.

Кравец А.С. Идеалы и идолы науки. – Воронеж, 1993.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.

Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная Реальность. — М., 1999.

Естествознание в гуманитарном контексте. — М., 1999.

Ильин В.В., КалинкинА.Т Природа науки. — М., 1985.

Кудрин Б.И. Зачем технарю Платон: Постклассическое виде­ние философии техники.—М., 1996.

Мамфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человече­ства. — М., 2001.

Митчем К. что такое философия техники? — М„ 1995..

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. — М.,1995.

Пуанкаре А. О науке.– М., 1990.

Чешков МЛ. Глобальное видение и новая наука, М., 1998.

Наука в зеркале философии ХХ в. – М., 1992.

Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. – М., 1993.

Познание в социальном контексте. – М., 1994.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М., 1985.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.

Язык и интеллект. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: