Тема 1. Социокультурный смысл техники

Раздел IV Техника и культура

Вопросы для самопроверки

1. Какие принципы научного познания, критерии научности вы можете выделить?

2. Охарактеризуйте структуру современной науки.

3. Перечислите основные этические принципы ученого. Какие еще этические нормы исследования вы можете выделить?

4. Как изменились научные представления людей за период научной революции?

Одно из самых противоречивых явлений ХХ века – техника. Обладая и созидательной, и разрушительной силой, техника в наши дни воспринимается далеко не так оптимистично, как, предположим, в первой половине нашего века, когда в технике видели спасательный круг для культурного, экономического, морального прогресса.

Настороженное, а подчас и негативное, отношение к технике связано со следующими факторами:

  1. растущая непредсказуемость последствий для природы и человека использования техники;
  2. часто сложность техники превосходит контролирующие возможности техники, а ведь надежность технических средств – одно из важнейших условий безопасности ее использования;
  3. масштабность развития техники, возникновение особого технического мира, законы которого могут “мстить” человеку за их незнание.

Определений техники, как и некоторых других сложных феноменов культуры, много. Техника – это:

  1. прикладное естествознание,
  2. способ (средство) подчинения природы,
  3. способ упорядоченности природы и ее открытия, освоения, самосохранения человека,
  4. средство освобождения ограничений природы,
  5. создание искусственной среды,
  6. опредмечивание человеческой деятельности и т.д. [Указ. соч. С. 195.]

Таким образом, в узком смысле слова техника – это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, некоторые объекты (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу, которая изучается техническими науками, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности – инженерной. В широком смысле слова термин “техника” имеет социальный, ценностный смысл. Это продукт человеческой цивилизации.

Итак, техника – это многогранное явление. Можно выделить пять основных аспектов техники, изучаемых различными науками:

  1. инструментально-технологическое измерение, составляющее предмет изучения технических наук, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя “технологическая” логика;
  2. естественное (природное) измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении “техника – природа”, которое является прежде всего предметом изучения естествознания и инженерной экологии;
  3. индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области “техника – человек” (индивид, личность) и изучается такими науками, как антропология, психология, физиология, эстетика и др.;
  4. социальное измерение в рамках отношения “техника – социальное бытие”, предметная область которого есть взаимоотношение техники и общества, техники и мирового цивилизационного процесса; этот аспект изучается социологией, культурологией, экономическими науками, политологией;
  5. культурное измерение в рамках отношения “техника – социокультурный мир”, изучаемое культурологией. [Указ. соч. С. 197.]

Одной из важнейших социокультурных черт техники является то, что она является средством преобразования окружающей среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчестве (миф о Прометее, о Дедале и Икаре). Техника выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними (христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия). Техника есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники.

Как определенная социокультурная ценность техника может рассматриваться в следующих аспектах:

  1. как объект – это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сохраняющие его ресурсы;
  2. как знание (техническое) – умения, правила, теория;
  3. как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предметного, вещного мира;
  4. как степень совершенства способа деятельности – искусность, мастерство, технологическое совершенство;
  5. как степень развития человека (личности) – расширение человеческих возможностей, создание условий для развития его способностей, средство реализации природных задатков.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: