Психоаналитическая философия К. Г. Юнга

Ученик Фрейда Карл ГуставЮнг, полагал, чтоФрейд слишком преувеличил с одной стороны роль сексуальных аспектов человеческого бытия, а с другой стороны преувеличил роль «индивидуального человеческого бессознательного».

Как считает сам Юнг нужно по-новому расставить мировоззренческие приоритеты. Необходимо, преодолевая двусмысленности фрейдовской философии делать акцент, во-первых, на символической природе человеческого присутствия в культуре, понимая, что, так называемая эротическая составляющая, есть всего лишь один из возможных способов смысловой (символической) артикуляции человеческого бытия.

Во-вторых, сместить философское внимание в сторону, так называемого «коллективного бессознательного», включающего в себя не столько «историю болезни» вожделеющего человеческого «ОНО», сколько совокупность тех внеисторических символических форм (или архетипов) коллективного человеческого бытия, благодаря которым, человеческое существо подключается к культурно-историческим традициям существования и разыгрывает для себя различные интеллектуальные сценарии понимания мира и себя в этом мире.

 

К числу основополагающих архетипов коллективного бессознательного, которые наиболее важны для понимания сущности человеческого «Я», Юнг предлагает отнести:

ЛИЧИНЫ. Архетип «Тени», представляющий собой ту культурно-историческую «форму» бытия человеческого «Я», которая включает и содержит в себе все те, неосознаваемые самим человеком «личины» его проявления в мире, которые угрожают его «публичной репутации», и которые, по этим причинам, человек бессознательно пытается либо загримировать, либо сокрытьв самом себе в качестве своей «тайны и изнанки».

 

ОБЛИКИ. Архетип «Персоны» (или «Маски») характеризует то обстоятельство, что каждый человек, как социальное существо, вынужден в процессе своей жизнедеятельности исполнять огромное множество различных социальных ролей, каждая из которых, тем или иным образом, изымает человека из его личностной естественности и предписывает человеку искажающие его подлиннуюсущность, способы существования.В итоге же, человек, чаще всего оказывается тем, кто «подыгрывает» внешнему миру и «разыгрывает из себя самого» не себя самого (т.е. лицедействует и лицемерит).

 

«Самость », как архетипический аспект человеческого бытия, призван помочь человеку осуществлять и осуществить некое «собирание себя» из собственного присутствия в системе наших «теневых изнанок» и «социальных видимостей», для того, чтобы индивидуализировать нашу бытийную уникальность, освободив ее от тех «наслоений», которые закрывают человеку доступ к его собственной сути.

Процедура индивидуации, в этой связи, фактически, является своеобразным вариантом и прообразом рефлексивного отслеживания человеком своих бытийных содержаний, в поисках тех из них, которые позволят нам обнаружить и обрести нашу подлинность.

На уровне бессознательного «Самость» существует и фиксируется человеком посредством мифов, сказок и сновидений, представая в символических образах Бога, Царя, Героя и т.п.

На уровне, преодолевающим бессознательность и завуалированность нашей «Самости», человеческое «Я» являет себя посредством различного рода религиозных сюжетов, произведений искусства и акцентированных нравственных переживаний вины и угрызений совести. В этом случае, человеческая Самость как бы появляется на поверхности нашего сознания и приглашает человека к диалогу с собой, не вуалируя сам этот диалог и тайную обращенность к «человеческому» в человеке.

Представляя собой сложное и неоднородное смысловое образование, человеческая «Самость» содержит в себе также две альтернативных друг другу ипостаси. Юнг называет их «мужской» и «женской» ипостасями Самости и именует терминами «Анимус» и «Анима», где Анимус характеризует собой все то, «по-мужски» властно-рассудочное и агрессивное в человеке, а Анима – все то, что является, «по-женски », сентиментально-милосердным и опекающе-заботливом в нас самих.

 

Таким образом, «Самость» существует через борьбу и столкновение Тени, Персоны, Анимы и Анимуса и стремится соподчинить их нашему «Я», побудив самого человека исполнить тот оптимальный для его сути «бытийный баланс», который бы позволял самому человеку, сохранять себя в качестве личностной целостности.Психоаналитическая философия и призвана, в конечном счете, способствовать достижению этой сверхзадачи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: