Понятие развития. Исторические версии и мировоззренческая специфика диалектической методологии познания бытия

ДИАЛЕКТИКА – особая форма мировоззренчески ориентированного мышления, предполагающая понятийноеосвоение и синтез основополагающих бытийных и смысловых оппозиций РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ Сущего.

В философской традиции утвердилось понимание «РАЗВИТИЯ», как центральной диалектической «проблемы», а под развитием стали понимать систему взаимосвязанных, относительно необратимых, направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия отношений различия и противоположности.

Особое внимание в диалектике обращается на мировоззренческий анализ закона единства и борьбы противоположностей, как «центрального и основного» закона диалектического мышления.

Итак, структуру диалектики как философской системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы: развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности); всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, су­ществующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Единство и борьба противоположностей служат «источником» и «первопричиной» развития всего сущего (в том числе, и абсолютно Сущего). Количественные и качественные характеристики бытия задают в своей диалектической взаимосвязи механизмы и «архитектуру» бытийного разнообразия, его насыщенность качественно нетождественным «многим». Наконец, отрицание и отрицание отрицания фиксируют бытийную фактуру «отношений» между старым и новым, как способов «канализации» тех или иных изменений Сущего в векторы «тенденций и направленностей».

 

25\ Уровни, формы и методы научного познания.

В своих повседневных делах люди не задумываются над тем, как происходит познание, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания – это задача, которая требует специального анализа. В философии решением этой проблемы занимается гносеология. Гносеология рассматривает наиболее общие проблемы познания: взаимосвязь объекта и субъекта познания, чувственного и рационального познания, истина и ее критерии, соотношение различных типов познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: