В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Центральное место среди разнообразных видов оценки знания занимает определение его ИСТИННОСТИ или ложности. Истина как гносеологическое понятие характеризует отношение знания к реальности, точнее, к некоторому ее фрагменту, составляющему предмет познания.
Под ИСТИНОЙ в теории познанияпонимают такое СОДЕРЖАНИЕ НАШИХ ЗНАНИЙ о мире, которое («по содержанию», но не по форме) не зависит ни от человека, ни от человечества.
Истина – это не «элемент действительности», а духовное, идеальное осмысление действительности, «субъективный образ» объективной СУЩНОСТИ, её «КОПИЯ В СОЗНАНИИ».
Конкретизацией понятия «объективной истины» выступают понятия «Абсолютной» и «Относительной» истин. Каждая из них не есть самостоятельная и «отдельная» истина.ИСТИНА ВСЕГДА ОДНА - ОБЪЕКТИВНАЯ.
В понятие «А бсолютной истин ы » обычно включают несколько значений. Это – и так называемые «вечные истины», и тот познавательный предел полного и исчерпывающего знания, к которому, как к идеалу, постоянно стремится осмысливающий бытие человек, и, наконец, МОМЕНТЫ, «ЗЕРНА» АБСОЛЮТНО(ГО) ИСТИННОГО и непреходящего знания, содержащиеся в знании относительном.
Под «Относительной истиной» понимается некоторое неполное, неточное, приблизительное, одностороннее (по отношению к Сущности познаваемого) знание. Относительность и известная незавершенность знания проистекает из-за того, что:
· исследуемая действительность многообразна и текуча в своих проявлениях;
· человеческое познание неизбежно нагружено человеческой «пристрастностью», нарушающей чистоту и объективность исследовательского поиска
· «всякая истина конкретна», есть «дочь своего Времени».
Характеризуя диалектическую взаимосвязь абсолютной и относительной истины, можно сказать, что АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА ЕСТЬ «сумма моментов абсолютно истинного знания «из» истин относительных.
Проблема критериев истины
Главной гносеологической проблемой является то, что «напрямую», непосредственно, сличить знание с его предметом можно только тогда, когда дело касается идеальных объектов, представленных в нашем сознании. Если же предметом знания служит материальный объект, то ситуация существенно меняется: знание находится в нашем уме, а материальный объект – вне его. Мы воспроизводим объект в сознании только в том виде, в каком мы его знаем, и сопоставляем лишь одно знание о нем с другим.
Критерии истины все же существуют, и притом двоякого рода – логический и практический.