Закон единства и борьбы противоположностей (мировоззренческое значение и характеристика основных понятий). Специфика социальных противоречий

Особое внимание в диалектике обращается на мировоззренческий анализ закона единства и борьбы противоположностей, как «центрального и основного» закона диалектического мышления.

Противоположность – момент, сторона, элемент, тенденция истадия бытийной трансформации «различия» в «противоречие». Противоположность символизирует собой «рождение противоречия», предполагает взаимообусловленность и взаимоотрицание, ранее безразличных и безотносительных друг к другу «различий» (инаковостей).

Противоречие – способ согласования «единства и борьбы противоположностей», в контексте которого «единство противоположностей» (как аспект и проявление борьбы противоположностей) характеризует «относительную» (во времени и по смыслу) целостность, эволюционную стабильность и динамическую равномощность противоположно направленных сторон и ориентаций бытия, а «борьба противоположностей»служит первоисточником изменчивости и (само)развития всего существующего.

Под «социальными противоречиями» понимаются отношения между исторически сложившимися «общностями» людей (коллективами, этносами, расами, племенами, религиозными конфессиями, национальными образованиями и т.п.), в ходе которых они заявляют свои претензии на обладание теми или иными культурными «статусами» и властными полномочиями.

Своеобразие социальных противоречий заключается в том, что они: выступают условием и следствием человеческой жизнедеятельности; представляют собой личностно окрашенное столкновение индивидуальных, национальных, классовых и иных человеческих «воль» или «произволов»; имеют в качестве «объектов», по поводу которых возникают и разрешаются отношения собственности, личностный или государственный суверенитет; идеологически аранжированные версии социального бытия; культурные традиции; религиозные системы мироустройства; альтернативные политические проекты «прав» и «свобод», равенства и социальной справедливости.

Социальные противоречия распадаются на два подтипа: антагонистические и неантагонистические.

Антагонизм как форма существования социальных противоречий вырастает из конфликта отношений людей к средствам производства и системам ценностных ориентаций. Данный конфликт носит конкретно-исторический характер, религиозно, этнически и(ли) классово обусловлен. Способами разрешения антагонистических противоречий могут стать революции, гражданские и религиозные войны, национально-освободительные движения. Следствием же (и субъектной «целью») разрешения подобных противоречий, нередко является прекращение исторического существования одной из противоположных социальных сил. Неантагонистические социальные противоречия предполагают взгляд на своего бытийного соперника, как на допущенную к существованию культурно-историческую и личностную «самобытность», чьё право на бытие не подлежит сомнению и насильственному отрицанию. Способами их разрешения выступают толерантные диалог и компромисс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: