Материальное производство, социальные реформы и революции, научные эксперименты

Аргументами в пользу рассмотрения практики как основы познаниямогут служить следующие свидетельства.

· Долгое время сам познавательный процесс (т.е. так называемый «умственный труд») был непосредственно вплетен в «язык реальной жизни» (Маркс), в повседневную человеческую жизнедеятельность.

· Практика, трудовая деятельность сформировала «орган познания» - сознание.

· Даже на уровне теоретических построений и мысленных экспериментов, просматривается их практическая основа, ибо любая теоретическая (мысленная) идеализация представляет собой «технологическую операцию» взаимодействия смыслов, как интеллектуальных дубликатов вещей и процессов.

В противоположность логическому критерию истины, который «работает» с тем, что находится «внутри» сознания, практический критерий выводит проверку истинности знания за пределы сознания и психики вообще. В практике обнаруживается, насколько знание соответствует объективным условиям жизни человека в материальном мире.

Именно практика соединяет Мысль и Действительность, сравнивает человеческое знание с объективными закономерностями окружающего мира. Практика воплощает собой подвижное культурно-историческое единство Объективного и Субъективного. С одной стороны, она есть характеристика человеческой активности, пропитана человеческими целями, ценностными ориентациями, потребностями, способами достижения желаемых результатов.Но одновременно практика всегда и обязательно осуществляется в соответствии с объективными законами мира, «по логике» самих отражаемых объектов, в согласии с их сущностной «природой».

Как критерий истины практика также выступает единством Абсолютного и Относительного. Практика абсолютна в том смысле, что она исторически неуклонно приближает познающего мир человека к истинному знанию исследуемых сущностей, позволяет все более надежно отделять истинное и неистинное в человеческих знаниях, «накапливая Абсолютную Истину» в орудиях труда и средствах производства. Относительность же практики состоит в том, что она всегда ограничена конкретно-историческими формами своего осуществления и потому не способна полностью (раз и навсегда) гарантировать истинность нашего познания.

Возможности практики в каждый момент времени ограничены. В науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (например, гипотеза о существовании внеземных цивилизаций). С развитием практики открываются новые пути проверки гипотез, ранее такой проверке не поддававшихся. Но человеческая фантазия способна сочинять самые разнообразные предположения о действительности, и каждый вправе настаивать на их возможной истинности до тех пор, пока не найдены способы их опровергнуть.

23\Проблема истинности познания. Объективная, абсолютная и относительная Истины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: