Управление дебиторской задолженностью предприятия

Роль: В процессе совершения хозяйственных операций по продаже готовой продукции, товаров, выполнения работ, оказании услуг возникает дебиторская задолженность покупателей, заказчиков. Чем больше дебиторская задолженность, тем меньше денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке.

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы:

-оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты;

-контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

-анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

Способы управления дебиторской задолженностью.

1.Определить срок просроченной дебиторской задолженности и сравнивать его с данными прошлых лет или с нормами, учитывающими отраслевые особенности расчетов. Различают легковозвращаемую, трудновозвращаемую и безвозвратную.

2. Периодически пересматривать предельную сумму отпуска или процент от общего объема продаж товаров, выполнения работ, оказания услуг с последующей оплатой учитывая фактическое финансовое положение клиента.

3.Если знаете, что предприятие не погасит дебиторской задолженности, так как у него неустойчивое финансовое положение, необходимо получить залог на сумму, не меньшую, чем сумма дебиторской задолженности.

4.Используйте Государственную налоговую инспекцию или предприятия, занимающиеся взысканием долгов по поручению Вашего предприятия.

5.Ускорьте выписку счетов за продажу своей продукции, товаров, работ и услуг.

6.Избегайте покупателей, заказчиков с высоким риском, например, если они представляют отрасль или страну, испытывающую финансовые трудности.

7.Покупателям и заказчикам за досрочную оплату счетов можно предоставлять скидки. Принято считать (это показывают и расчеты), что долгосрочная оплата счетов обеспечит прибыль на полученные раньше средства и ее размер будет больше, чем размер предоставленной скидки.

Анализ эффективности кредитной политики:

1. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = объем продаж / дебиторская задолженность

2. средний период сбора счетов к получению = счета к получению / среднее число продаж в день

Одним из ключевых вопросов управления дебиторской задолженностью является вопрос создания системы резервов по сомнительным долгам. Поэтому необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя. Этот резерв служит источником пополнения оборотных средств. Сомнительным долгом считаются те виды дебиторской задолженности, которые не погашены в установленные сроки.

Основные элементы кредитной политики:

  1. Срок кредита -время, на которое выдается кредит.

Различают: полный срок кредита, срок использования кредита, льготный период, срок погашения кредита.

Полный срок банковского кредита - период времени с начала использования до окончательного погашения всей суммы кредита. Он включает в себя срок использования, льготный период и срок погашения.

Срок использования банковского кредита - это срок, в течение которого заемщик использует ссуду банка для оплаты своих обязательств; по фирменному кредиту - срок поставки товара и признания покупателем задолженности по кредиту путем акцепта тратт поставщика. Льготный период - период времени с момента окончания использования до начала погашения кредита.

Срок погашения - срок, в течение которого происходит полная выплата основного долга, процентов и комиссий, начисленных по кредиту.

2. Заемщики. В основе определения класса кредитоспособности заемщика находится критериальный уровень показателей и их рейтинг. В зависимости от величины основных коэффициентов заемщики распределяются на три класса кредитоспособности. Для оценки кредитоспособности заемщика используются три основных показателя: - Коэффициент ликвидности (в дальнейшем Кл);

- Коэффициент покрытия (Кп);

- Показатель обеспеченности собственными средствами (Посс).

3. Размер и стоимость товарных кредитов

Товарный кредит может предоставляться на длительное пользование торговой организацией согласно законодательству РФ. Торговые организации в основном продают товары в кредит лицам, проживающим и постоянно работающим в черте города или населенного пункта, в котором находится сама эта организация.

Товары продаются в кредит по ценам, которые действуют на день продажи. Если в течение периода погашения кредита цены на проданные товары изменяются, то никакого перерасчета по кредиту не происходит, т.е. цена фиксируется в день покупки товара в кредит.

Торговые организации осуществляют оформление товарных кредитов в соответствии с перечнем товаров, который определяется торговой организацией и размещается в торговом зале для информирования покупателей.

Товарный кредит может оформляться при первоначальной оплате товаре не менее 20% от его стоимости. А если стоимость товара в 12 раз превышает минимальный размер оплаты труда, то первоначальный взнос по товарному кредиту составит не менее 40% от стоимости товара. Остаточная стоимость товаров, приобретаемых в кредит, выплачивается в срок от 6 месяцев до 3 лет. Задолженность по приобретенным в кредит товарам, стоимость которых в 12 раз выше минимального уровня оплаты труда, может погашаться в течение 5 лет.

Необходимый ежемесячный доход при оформлении товарного кредита рассчитывается в процентном соотношении к сумме кредита. Если кредит оформляется на 6 месяцев, то ежемесячный доход должен быть не менее 50% от суммы кредита; если товарный кредит на 12 месяцев, то 25% доход от суммы кредита. По мере возрастания срока товарного кредита уменьшается процентное соотношение ежемесячного дохода к сумме кредита.

Если стоимость приобретаемого товара выше предельной суммы товарного кредита, то заемщику необходимо из своих средств оплатить возникшую разницу в стоимости товара и сумме кредита. Оплата этой разницы должна производиться до получения товара наличными денежными средствами или банковским переводом.

4. Скидки за ранние платежи – это сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счета-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Покупатель имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5–10 дней) в большинстве стран Европы составляют 3%, поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками. Продавец получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств

И в противоположность этому, за неуплату долгов, предприятие может наложить взыскании в % от задолженности, по начальной договоренности сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: