Роль менеджера в реализации мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия

 

Огромную роль в преодолении кризисных проявлений на микроуровне предприятия играют деловые качества как отдельного менеджера, так и группы менеджеров, объединенных в специальную команду «кризис-группу».

Функции отдельного менеджера и кризис-группы различны. Приоритетное положение в условиях кризиса занимает команда антикризисного реагирования, так как именно она является основным генератором идей по выработке управленческих решений направленных на локализацию кризиса. Отдельные менеджеры на местах становятся проводником предлагаемых мероприятий в трудовой коллектив, и поэтому их основными качествами становятся организаторские способности.

В системе проблем, решаемых финансовым менеджментом, можно выделить:

– состояние источников финансирования (целесообразность привлечения заемных средств и эффективность использования собственных);

– капитальные вложения и оценка их эффективности;

– управление оборотным капиталом (оптимальный размер оборотного капитала и его структура);

– финансовое планирование.

Функции финансового менеджера заключаются:

– в обеспечении сбалансированности материальных ресурсов и капитала в каждый конкретный отрезок времени;

– эффективном управлении денежным оборотом предприятия;

– формировании фондов денежных средств, в том числе определении перспективных направлений по выбору источников финансирования;

– принятии долгосрочных инвестиционных решений и целесообразном использовании финансовых ресурсов.

Финансовая стабилизация п/я в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по следующим основным этапам:

1. Устранение неплатежеспособности.

2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия).

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

Каждому этапу финансовой стабилизации п/я соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.

Оперативный механизм финансовой стабилизации, представляет собой защитную реакцию п/я на неблагоприятное фин развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений. Меры – сокращение текущих потребностей, продажа активов, ликвидация портфеля краткосрочных фин вложений, ускорение инкассации ДЗ, снижение периода предоставления коммерческого кредита, аренда оборудования, ранее намечаемого к приобретению, увеличение периода предоставляемого поставщикам товарного (коммерческого) кредита, Тактический, используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций фин развития и выход на рубеж фин равновесия п/я. Меры – оптимизация ценовой политики, сокращение суммы пост издержек, снижение уровня перем издержек, проведение ускоренной амортизационной политики, осуществление эффективной налоговой политики, реализация изношенного и неиспользуемого имущества, эмиссионная политика, обновление активов преимущественно за счет аренды, осуществление дивидендной политики, адекватной сложившемуся кризисному положению, отказ от внешних социальных программ, снижение размеров отчислений от прибыли в различные фонды, сокращение участия работников в получаемой прибыли.

Стратегический представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста п/я.

1. Пролонгация предст-т собой не что иное, как откладывание кредиторами сроков выплаты по обяз-вам. При временной неплатежеспособ-ти в целом устойчивых компаний кредиторы, возможно, предпочтут решать возникшую проблему вместе с компанией.

2. Компромиссное соглаш-е предст-т собой погаш-е треб-й кредиторов на пропорцион-ой основе поср-вом налич-х выплат или сочетания налич-х выплат с предост-ем долговых обяз-в. Кредиторы должны дать согласие на частичное удовлетворение своих треб-ний. В системе стабилизацион-х мер, направл-х на вывод пр-я из кризис-го фин-го сост-я, важная роль отводится его санация. Санация предст-т собой систему мероприятий по фин-му оздоровлению пр-я, реализ-х с помощью сторонних юр или физ лиц и направл-х на предотвращ-е объявления пр-я должника банкротом и его ликвидации. В усл-ях рын-ой эк-ки санация пр-й имеет значит-й экон-й потенциал, явл-ся важным инструм-том регулир-я структур-х измен-й и входит в систему наиболее действенных механизмов фин-ой стабилизации пр-й.

 

12. Дивидендная политика п/я.

Термин „дивидендная политика" связан с распределением при­были в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом раз­деле принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организа­ционно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут ис­пользоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же). Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее слож­ный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином „дивидендная политика" можно понимать механизм фор­мирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является уста­новление необходимой пропорциональности между текущим потреб­лением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирую­щим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представ­ляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стои­мости предприятия.

Существует три принципиальных подхода к формированию ди­видендной политики — „консервативный", „умеренный" („компро­миссный") и „агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 10.2).

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным про­ектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзве­шенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, напри­мер, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохо­да) собственников. Преимуществом политики этого типа является обес­печение высоких темпов развития предприятия, повышение его финан­совой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуе­мости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже от­каз от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены ак­ций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ран­них стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уров­нем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предпо­лагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжитель­ного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных вып­лат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акци­онеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее сла­бая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого раз­мера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск сниже­ния финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных тем­пов прироста собственного капитала.

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика „экстра-дивиденда*) по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гаранти­рованная выплата дивидендов в минимально предусмотренном разме­ре (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми ре­зультатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать раз­мер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнкту­ры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с не­стабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжитель­ной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная прив­лекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределе­ния прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преи­муществом этой политики является простота ее формирования и тес­ная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных вып­лат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой при­были. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стои­мости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она „сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйствен­ной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне ди­видендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабиль­ной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной поли­тики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в дина­мике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осу­ществляемая под девизом — „никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном про­центе прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом прин­ципе построена „Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обес­печение высокой рыночной стоимости акций компании и формирова­ние положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при допол­нительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой на­пряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чемсумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокраща­ется, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при про­чих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной по­литики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании — если же эта политика не подкреплена постоянным ро­стом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика ак­ционерного общества формируется по следующим основным этапам.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразде­лять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жиз­ненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвести­ционной деятельности, направленной на расширенное воспро­изводства основных средств и нематериальных активов, пот­ребность в капитализации прибыли возрастает);

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с вы­соким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнкту­ре рынка, что обусловливает необходимость концентрации со­бственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2.Факторы, характеризующие возможности формирования фи­нансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе фак­торов основными являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформирован­ных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, опреде­ляемый его текущим финансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) уровень налогообложения дивидендов;

б) уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рен­табельности собственного капитала.

4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнк­туры эффективность капитализации прибыли значительно воз­растает);

б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (под­держание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к сни­жению рыночной стоимости акций компании и их массовому „сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового зах­вата акционерной компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

Механизм распределения прибыли акционерного общества в со­ответствии с избранным типом дивидендной политики предусматрива­ет такую последовательность действий:

• На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются фор­мируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уста­вом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли представляет со­бой так называемый „дивидендный коридор", в рамках которого реа­лизуется соответствующий тип дивидендной политики.

• На Втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распре­деляется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акцио­нерное общество придерживается остаточного типа дивидендной по­литики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.

• На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд по­требления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлет­ворение их социальных нужд). Основой такого распределения являет­ся избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:

УДВпа=(ФДВ-ВП): Кпа

где УДВпа — уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответ­ствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);

Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.

Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наи­более простая и самая распространенная форма осуществления ди­видендных выплат.

2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму ди­видендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, ментали­тет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Ак­ционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.

3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты пре­доставляет акционерам право индивидуального выбора — получить ди­виденды наличными, или реивестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение).

4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму ди­видендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать раз­мер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент ди­видендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использова­ния дивидендов требует согласия акционеров.

Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по фор­мулам:

Кда=ФДВ:ЧП или Кдв=Да:ЧПа

где К„в — коэффициент дивидендных выплат;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответ­ствии с избранным типом дивидендной политики;

ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;

Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;

ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он опре­деляется по формуле:

Кц/д =РЦа:Да

где Кц/д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;

РЦа — рыночная цена одной акции;

Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.

При оценке эффективности дивидендной политики могут быть ис­пользованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.

дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости п/я.

Основные этапы формирования дивидендной политики акционерного общества:

1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.

2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества.

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию.

5. Определение форм выплаты дивидендов.

6. Оценка эффективности дивидендной политики.

Чем выше див-ды, тем меньше нераспр д-д, и, как след-е тем меньше СК. Отсюда меньше возм-ти для получения кредита. При снижении див-дов инвесторы теряют интерес, сбрасывают акции, рын ст-ть акций сниж-ся, след-но возможна утрата контроля, уменьшение рын-ой ст-ти пр-я.

Подходы к формир-ю див пол-ки:

1) Теория ирреливантности див-дов. Вел-на див-дов не влияет на измен-е совок-го богатства акционеров, а зависит от правильности инв-ной пол-ки. Оптимальной див-ной пол-ки как ф-ра повышения ст-ти фирмы не сущ-ет. Див-ды должны начисл-ся по остаточному принципу в след-м порядке: 1) сост-ся оптимал-й бюджет кап-х вложений и рассчит-ся треб-мая сумма инв-й. 2) опр-ся схема финансир-я инв-х проектов при усл-ии мах-но возможного использ-ния реинв-ной прибыли. 3) див-ды выплач-ся в том случае, если не вся Пр использ-на в целях инвестир-я.

2) Теория сущест-ти див пол-ки («синицы в руках»). Совок-е богатство акционеров преимущ-но зависит от див пол-ки. Инвесторы всегда предпочитают тек-е див-ды д-дам, потенциал-но возможным будущим. Если див-ды не выплач-ся, то акционеры расценивают это как ухудшение фин сост-я фирмы. След-но падает рын-я оценка акционер-го к-ла. С увеличением доли Пр, направляемой на выплату див-дов, растет рын-я ст-ть фирмы, т.е. благосост-е ее акционеров.

3) Теория налоговой дифференциации. Для акционеро приоритетное знач-е не див-ная, а капитализир-я доходность. Это связ-ся с различием в Ур-не налогов с див-дов и с доходов от капитализации.

Выводы: Единого алгоритма оптимизации див пол-ки не сущ-ет в силу влияния на нее большего числа ф-ров, часть из к-рых трудно формализуема.

Ф-ры пор-щие див пол-ку: 1) ограничения правового хар-ра. В мировой практике д-ют 3 пр-ла формир-я див пол-ки: а) пр-ло чистых прибылей: див-вы могут выплач-ся т-ко из Пр тек-го и прошлых пер-дов. УК - неприкосновенен. Б) пр-ло эрозии к-ла. Див-ды не могут выплач-ся из УК. В) пр-ло неплатежеспособ-ти. Компания не может выплачивать див-ды, будучи неплатедеспособной.

2) ограничения контрактного хар-ра

3) Огранич-я в связи с недостат-ой ликвид-ю и платежеспособ-ю.

4) огранич-я в связи с расшир-ем пр-ва. 5) огранич-я рекламно- информац-го хар-ра. 6) огранич-я в связи с интересами акционеров.

Методики див-х выплат: 1) Методика пост-го %го распр-я Пр – соблюд-е постоянства пок-ля «див-го выхода»: див по обыкн акциям/ чист Пр за вычетом див-дов по ПА=константа.

2) Методики фиксир-х див-х выплат – соблюд-е пост-ва див-х выплат на акцию в теч-е длит-го пер-да вне завис-ти от динамики курса акций. Регулярность див-х выплат.

3) М выплаты гарантир-го минимума и «экстра» див-дов - соблюд-е пост-ва регуляр-х выплат фиксир-х сумм див-да. В завис-ти от успешности работв пр-я – выплата чрезвычайного див-да («экстра») как премии в доп-е к фиксир-ой сумме див-дов.

4) М выплаты див-дов акциями – вместо ден-го див-да акционеры получают доп-е акции.

 

13. Политика управления ТМЗ. Оптимизация размера текущих запасов.

Управление запасами направлено на обеспечение бесперебой­ного осуществления процесса производства и реализации продукции и минимизацию текущих затрат по их обслуживанию на предприятии. Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжитель­ность производственного и всего операционного цикла, уменьшить уро­вень текущих затрат на их хранение, снизить уровень трансакционных издержек по их закупке, высвободить из текущего хозяйственного обо­рота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.

Управление запасами охватывает ряд последовательно выполняе­мых этапов работ, основными из которых являются (рис. 7.6):

 

1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предше­ствующем периоде. Основной задачей этого анализа является выяв­ление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в пред­шествующем периоде и оценка эффективности их использования. Ана­лиз проводится в разрезе основных видов запасов.

• На первой стадии анализа рассматриваются показатели об­щей суммы запасов товарно-материальных ценностей — темпы ее ди­намики, удельный вес в объеме оборотных активов и т.п.

• На Второй стадии анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров.

• На третьей стадии анализа изучается эффективность исполь­зования различных видов и групп запасов, а также их объема в це­лом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости и рентабельности.

• На четвертой стадии анализа изучаются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.

2. Определение целей формирования запасов. Запасы товарно­материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:

а) обеспечение текущей производственной деятельности (теку­щие запасы сырья и материалов);

б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запа­сы готовой продукции);

в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйствен­ный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции) и т.п.

В процессе управления запасами они соответствующим образом классифицируются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими. Так, при классификации запасов по их ви­дам могут быть выделены:

• сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и другие материальные ценности, предназначенные для про­изводства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, об­служивания производства и административных нужд;

• незавершенное производство в виде незаконченных обработкой и сборкой деталей, узлов, изделий и незавершенных технологических процессов;

• готовая продукция, изготовленная на предприятии и предназначен­ная для продажи;

• товары в виде материальных ценностей, приобретенные (получен­ные) с целью дальнейшей продажи;

• малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, используемые в течение не более одного года (или нормального операционного цикла, если его продолжительность превышает один год);

• прочие запасы материальных ценностей, входящие в состав обо­ротных активов.

3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. Та­кая оптимизация связана с предварительным разделением всей сово­купности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида — производственные (запасы сырья, материалов и полуфабри­катов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения — постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потреб­ляемых в процессе производства продукции или ее реализации поку­пателям.


Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материаль­ных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила „Модель экономически обоснованного раз­мера заказа* [Economic ordering quantity — EOQ model]. Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.

Расчетный механизм модели EОQ основан на минимизации со­вокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на пред­приятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы: а) сумма затрат по размещению заказов (включающих рас­ходы по транспортированию и приемке товаров); б) сумма затрат по хранению товаров на складе.

Рассмотрим механизм модели EОQ на примере формирования производственных запасов.

 
 

С одной стороны, предприятию выгодно завозить сырье и мате­риалы как можно более высокими партиями. Чем выше размер партии поставки, тем ниже совокупный размер операционных затрат по раз­мещению заказов в определенном периоде (оформлению заказов, до­ставке заказанных товаров на склад и их приемке на складе). Графи­чески это может быть представлено следующим образом (рис. 7.7).

 

Сумма совокупных операционных затрат по размещению зака­зов при этом определяется по следующей формуле:

 

Сумма совокупных операционных затрат по размещению зака­зов при этом определяется по следующей формуле:

ОЗ рз=ОПП/РПП*Срз

 

где ОЗрз — сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов;

ОПП — объем производственного потребления товаров (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде;

РПП — средний размер одной партии поставки товаров;

Ср3 — средняя стоимость размещения одного заказа.

Из приведенной формулы видно, что при неизменном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения од­ного заказа общая сумма операционных затрат по размещению зака­зов минимизируется с ростом среднего размера одной партии поставки товаров.

С другой стороны, высокий размер одной партии поставки това­ров вызывает соответствующий рост операционных затрат по хране­нию товаров на складе, так как при этом увеличивается средний раз­мер запаса в днях оборота (период их хранения). Если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер его запаса (период хране­ния) составит 30 дней, а если размер партии поставки снизить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер его запаса (период хранения) составит 15 дней (см. рис. 7.8).

С учетом этой зависимости сумма операционных затрат по хра­нению запасов на складе может быть определена по следующей фор­муле:

ОЗхр=РПП/2*Сх

где 03хр — сумма операционных затрат по хранению запасов на складе;

РПП — средний размер одной партии поставки товаров;

Сх — стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе мини­мизируется при снижении среднего размера одной партии поставки то­варов.

Таким образом, с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются операционные затраты по размещению заказа и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе предприятия (и наоборот). Модель E0Q позволяет оптимизиро­вать пропорции между этими двумя группами операционных затрат та-

10 20 30 40 50 60 Дни Рисунок 7.8. Зависимость между размером партии поставки и средним размером запаса.

 

ким образом, чтобы совокупная их сумма была минимальной. Графи­чески это представлено на рисунке 7.9.

Математически Модель E0Q выражается следующей принципи­альной формулой:

Рисунок 7.9. График минимизации совокупных операционных затрат при оптимальном размере партии поставки (E0Q).

РППо=корень кв((1*ОПП*Срз)/Cх)

где РПП0 — оптимальный средний размер партии поставки товаров (E0Q);


Совокупная сумма операционных затрат

Сумма затрат по хранению запасов на складе

Точка EOQ

Размер партии поставки

 

ОПП — объем производственного потребления товаров (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде;

Ср3 — средняя стоимость размещения одного заказа;

Сх — стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Соответственно оптимальный средний размер производственного запаса определяется по следующей формуле:


 

где П30 — оптимальный средний размер производственного запа­са (сырья, материалов);

РПП0 — оптимальный средний размер партии поставки товаров (E0Q).

Для запасов готовой продукции задача минимизации операцион­ных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Если производить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции (Сх) будут минимальными. Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно возрастут операци­онные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, под­готовкой производства и другие (Срз). Используя вместо показателя объема производственного потребления (ОПП) показатель планируе­мого объема производства продукции, мы на основе Модели EOQ ана­логичным образом можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер за­паса готовой продукции.

4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов. Расчет оптималь­ной суммы запасов каждого вида (в целом и по основным группам учи­тываемой их номенклатуры) осуществляется по формуле:

Зп=(Нтх8Оо)+Зсх+Зцн

где Зп — оптимальная сумма запасов на конец рассматриваемого периода;

Нтх — норматив запасов текущего хранения в днях оборота;

0о — однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запасов готовой продук­ции) в предстоящем периоде;

Зсх — планируемая сумма запасов сезонного хранения;

Зцн — планируемая сумма запасов целевого назначения других видов.

5. Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов. Управление этими процессами осуществляется пу­тем оптимизации материальных потоков всех видов запасов.

Оптимизация материальных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом ус­ловий и особенностей осуществления технологического цикла его опе­рационной деятельности.

Основной целью оптимизации материальных потоков предприя­тия является обеспечение своевременной доставки различных мате­риальных активов в необходимом количестве в нужные пункты с ми­нимумом затрат на осуществление этого процесса. Методологическую основу оптимизации материальных потоков составляют концепции, ме­тоды и приемы логистики.

Интегральная оценка экономической эффективности оптимиза­ции материальных потоков может быть получена путем использова­ния „метода совокупных затрат" [total distribution cost method; TDS], в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организа­цию материальных потоков оборотных активов до и после проведения их оптимизации. Алгоритм расчетов интегральной экономической эф­фективности этого процесса имеет следующий вид:

ИЭо=(ПЗ1-ПЗ2)/ОМПп*100

где ИЭ0 — интегральная экономическая эффективность оптимизации материальных потоков оборотных активов предприятия, в %;

П31 — фактическая сумма полных затрат на организацию мате­риальных потоков до проведения их оптимизации в опре­деленном периоде;

ПЗг — ожидаемая сумма полных затрат на организацию матери­ального потока аналогичного объема после проведения его оптимизации в аналогичном периоде;

0МПп — планируемый объем материального потока оборотных ак­тивов в аналогичном периоде.

Результаты оптимизации материальных потоков оборотных акти­вов получают отражение в системе соответствующих текущих и опе­ративных планов предприятия по операционной деятельности.

6. Обоснование учетной политики оценки запасов. При отпуске запасов в производстве, продаже и другом выбытии предприятие мо­жет осуществлять их оценку одним из следующих методов:

• идентифицированной себестоимости соответствующей еди-, ницы запасов. Такой метод может использоваться по отпускаемым запа­сам готовой продукции при выполнении специальных заказов и проектов;средневзвешенной себестоимости. Такая оценка производится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости их остат­ка на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов (в натуральном вы­ражении) на начало отчетного месяца и полученных в данном месяце запасов;

• себестоимости первых по времени поступления запасов (ме­тод ФИФО). Оценка запасов по методу ФИФО базируется на предпо­ложении, что запасы используются в той последовательности, в кото­рой они поступали на предприятие (т.е. запасы, первыми отпускаемые в производство или продажу, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления входящих запасов);

• себестоимости последних по времени поступления запасов (метод ЛИФО). Оценка запасов по методу ЛИфО базируется на пред­положении, что запасы используются в последовательности, противо­положной их поступлению на предприятие (т.е. запасы, первыми от­пускаемые в производство или продажу, оцениваются по себестоимости последних по времени поступления входящих запасов);

• нормативных затрат. Оценка по нормативным затратам со­стоит в применении норм расходов на единицу продукции, установ­ленных предприятием с учетом нормальных уровней использования запасов, труда, производственных мощностей и действующих цен. Для обеспечения максимального приближения нормативных затрат к фак­тическим нормы и цены в нормативной базе должны регулярно прове­ряться и при необходимости пересматриваться;

• цены продажи. Оценка запасов по ценам продажи использует­ся на предприятиях розничной торговли путем применения среднего процента торговой наценки на реализуемые товары. Этот метод могут применять торговые предприятия, реализующие обширный и измен­чивый ассортимент товаров с примерно одинаковым уровнем торго­вой наценки. Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной (розничной) стоимостью этих товаров и суммой торговой наценки на них. В свою очередь, сумма торговой на­ценки на реализованные товары рассчитывается как произведение про­дажной (розничной) стоимости этих товаров и среднего процента тор­говой наценки.

Для всех видов и разновидностей запасов, имеющих одинако­вое назначение и одинаковые условия использования, может приме­няться только один из приведенных методов их оценки.

На дату баланса запасы могут отражаться в отчетности по наимень­шей из двух оценок — первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. Первоначальная стоимость запасов включает сумму, упла­чиваемую поставщику (за вычетом непрямых налогов); сумму ввозной таможенной пошлины; сумму непрямых налогов, не возмещаемых пред­приятию; транспортно-заготовительные расходы; другие расходы, не­посредственно связанные с приобретением запасов и доведением их до состояния, пригодного для использования в предусмотренных це­лях. Чистая стоимость реализации представляет собой ожидаемую цену реализации запасов в условиях обычной операционной деятель­ности за вычетом ожидаемых затрат на завершение их производства и реализацию.

Выбор учетной политики оценки запасов обосновывается осо­бенностями управления ими на предприятии.

7. Построение эффективных систем контроля за движением за­пасов на предприятии. Основной задачей таких контролирующих сис­тем, которые являются составной частью оперативного финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение за­казов на пополнение запасов и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов.

Среди систем контроля за движением запасов в странах с раз­витой экономикой наиболее широкое применение получила „Система АВС“. Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три кате­гории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отри­цательных последствий их нехватки для хода операционной деятель­ности и финансовых результатов и т.п.

• В категорию „А“ включают наиболее дорогостоящие виды за­пасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоян­ного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе „Модели ЕОСГ. Круг конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию „А“, обычно ограничен и требует еженедельного контроля.

• В категорию „ЕС включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного опера­ционного процесса и формировании конечных результатов финансо­вой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.

• В категорию „С“ включают все остальные товарно-матери­альные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок та­ких материальных ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль за их движением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

Таким образом, основной контроль запасов по „Системе АВС“ концентрируется на наиболее важной их категории с позиций обеспе­чения бесперебойности операционной деятельности предприятия и формирования конечных финансовых результатов.

Определенное распространение в зарубежной практике контро­ля запасов получила и „Система уровня повторного заказа". Она при­меняется обычно специализированными предприятиями торговли с от­носительно узким ассортиментом товаров, но с достаточно обширным контингентом покупателей.

В основе этой системы лежит предварительное установление трех нормативных элементов уровня запаса по определенной товарной по­зиции:

• средний период исполнения заказа, в днях;

• страховой запас на возможное нарушение срока поставки товара;

• страховой запас на возможное превышение среднего уровня спро­са покупателей на товар.

На основе суммирования этих трех нормативных элементов опре­деляется „уровень повторного заказа". При снижении фактического размера запасов до этого уровня, осуществляется повторный заказ данного товара у поставщиков.

Эта система контроля позволяет минимизировать издержки по хранению запасов на предприятии.

В процессе управления запасами должны быть заранее предус­мотрены меры по ускорению вовлечения их в непосредственный опе­рационный процесс (производство или реализацию). Это обеспечивает выс­вобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения.

Политика управления запасами - часть общей политики управления оборотными активами п/я, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Упр-е зап-ми конц-ся на 3 осн-х вопроса: 1) ск-ко ед-ц кажд-го предмета хран-я должно держать пр-е на складе; 2) ск-ко ед-ц должно быть заказано или пр-но в опред-й момент; 3) в какой момент следует заключить или произвести предметы хран-я.

Эф-ное упр-е зап-ми позволяет уменьшить продолж-ть произв-го и всего операц-го цикла, уменьшить текущ з-ты на их хран-е, высвоб-ть из текущ хоз-го оборота часть фин-х рес-сов, реинвестируя их в др-е активы. Обеспеч-е этой эф-ти достиг-ся за счет разраб-ки и реал-ции спец-ой фин-ой пол-ки упр-я зап-ми.

Оптимизация размера текущих запасов. Пр-ные запасы можно увеличить до тех пор, пока получаемая экономия больше общих затрат по содерж-ю запасов. Для определ-я оптим вел-ны партии закупаемых мат-ных рес-сов в плановом пер-де исп-ся модель оптимизации партии заказа ЕО Q: опред-ся все затраты, связ-ные с покупкой и хран-ем запаса. Они включают изд-ки хран-я запасов и ст-ть выполн-я заказа – т.е. изд-ки на размещ-е и получ-е заказа. Эти изд-ки образуют общую ст-ть ТМЗ. Выполнение заказа = S*P/Q,S – общ потребл-е за ед-цу времени; Q – р-р заказа; Р – ст-ть размещ-я заказа. Ст-ть хранения = Q*C/2, С – ст-ть хран-я ед-цы товара.

Оптим размер заказа тот, к-рый минимиз-ет общ затраты, связ-ные с запасом: ЕО Q = √[(2*Р*S)/С].

 

14. Управление ДЗ.

Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолжен­ность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нор­мального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года.

Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.

Формирование алгоритмов такого управления текущей дебитор­ской задолженностью, определяемое как кредитная политика предпри­ятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по сле­дующим основным этапам:

1. Анализ текущей ДЗ пред-я в предшествующем п-де. Основной задачей этого анализа явл-ся оценка уровня и состава тек ДЗ предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупате­лями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потреби­тельского кредита.

• На первой стадии анализа с целью отражения реального со­стояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость. Чистая реализационная стоимость дебиторской задол­женности представляет собой сумму текущей дебиторской задолжен­ности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сом­нительных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть деби­торской задолженности, относительно которой существует неуверенность ее погашения покупателем-должником).

Величина резерва сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных покупателей-деби- торов (прямой метод) или на основе соответствующей классификации дебиторской задолженности этого вида по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каж­дой группе (косвенный метод). Величина резерва сомнительных дол­гов при косвенном методе ее расчета определяется как сумма произ­ведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе.

На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшеству­ющем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:

а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рас­считывается по следующей формуле:

КОАдз=(ДЗв+ЧРСдз+РСД): ОА

где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;

ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;

ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД — сумма резерва сомнительных долгов;

ОА — общая сумма оборотных активов предприятия.

б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по сле­дующей формуле:Идз+(ДЗв+ЧРСдз): (ДЗв+ЧРСдз+РСД)

где КВИДз — коэффициент возможной инкассации текущей дебитор­ской задолженности за товары, работы и услуги;

ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;

ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД — сумма резерва сомнительных долгов.

На третьей стадии анализа определяется средний период ин­кассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операцион­ного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по сле­дующей формуле:

ПИдз=(ДЗ в+ ЧРС дз): Оо

где ПИдз — средний период инкассации текущей дебиторской задол-

__ женности за товары, работы и услуги (в днях);

ДЗВ — средняя сумма текущей дебиторской задолженности по­купателей, оформленной векселем, в рассматриваемом

__ периоде (расчитанная как средняя хронологическая);

ЧРСдз — средняя сумма чистой реализационной стоимости деби­торской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

00 — сумма дневного оборота по реализации продукции в рас­сматриваемом периоде.

• На четвертой стадии анализа оценивается состав дебитор­ской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным груп­пам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

• На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полу­ченного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличе­ния объема реализации продукции за счет предоставления кредита, со­поставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежа­щая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и исте­чением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществля­ется по следующей формуле:

Эдз=Пдз-ТЗдз-ФПдз

где Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупате­лями;

Пдз — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет пре­доставления кредита;

ТЗдз — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэф­фициент эффективности инвестирования средств в текущую дебитор­скую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

КЭдз=Эдз: ДЗ рп

коэффициент эффективности инвестированиясредств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями; сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде; средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей раз­работки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой, формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопро­са: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каж­дой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновиднос­ти — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

• Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическимлицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется от­раслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подхо­ды к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципи­альных типа кредитной политики предприятия по отношению к поку­пателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

• Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики пред­приятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая мини­мизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной при­были за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточе­ние условий предоставления кредита и повышение его стоимости; исполь­зование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

• Умеренный тип кредитной политики предприятия характери­зует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

• Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предпри­ятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимиза­цию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации поли­тики такого типа является распространение кредита на более риско­ванные группы покупателей продукции; увеличение периода предо­ставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям воз­можности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитывать­ся следующие основные факторы:

• современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

• общее состояние экономики, определяющее финансовые возмож­ности покупателей, уровень их платежеспособности;

• сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

• потенциальная способность предприятия наращивать объем произ­водства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

• правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолжен-

ности;

• финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;

• финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществле­ния хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование ус­тойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конеч­ном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемо­го капитала.

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направ­ляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческо­му) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кре­дита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хо­зяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемо­го в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей фор­муле:


 

где ОКдз — необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;

К — планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс/ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены про­дукции, выраженный десятичной дробью;

ППК — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

fjp — средний период просрочки платежей по предоставлен­ному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности предприятия не позволяют ин­вестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неиз­менности условий кредитования должен быть соответственно скоррек­тирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4. формирование системы кредитных условий. В состав этих усло­вий входят следующие элементы:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

• Срок предоставления кредита (кредитный период) характе­ризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличе­нию суммы финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую за­долженность, и увеличению продолжительности финансового и все­го операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результа­ты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

• Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) ха­рактеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему товарному (коммерческому) или потреби­тельскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуще­ствляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планиру­емого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потре­бительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит това­ров), финансового состояния предприятия-кредитора и других факто­ров. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции. Если хозяйственные взаи­моотношения предприятия с покупателем его продукции (юридическим лицом) носят стабильный долгосрочный характер, на расчетную сум­му кредитного лимита ему может быть открыта кредитная линия.

• Стоимость предоставления кредита характеризуется систе­мой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за при­обретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кре­дита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годо­вом исчислении.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потре­бительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не дол­жен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному фи­нансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю бу­дет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за при­обретенную продукцию при ее покупке.

• Система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями, формируемая в процессе разработки кредит­ных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штра­фы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю до­хода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня пла­тежеспособности и другие).

5. формирование стандартов оценки покупателей и дифферен­циация условий предоставления кредита. В основе установления та­ких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кре­дитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связан­ные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

• определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособ­ность отдельных групп покупателей;формирование и экспертизу информационной базы проведения оцен­ки кредитоспособности покупателей;

• выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособно­сти покупателей;

• группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

• дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кре­дитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциа­ция кредитных условий осуществляются раздельно по различным фор­мам кредита — товарному и потребительскому.

• Определение системы характеристик, оценивающих кре­дитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществ­ляется обычно по следующим критериям:

• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

• репутация покупателя в деловом мире;

• платежеспособность покупателя;

• результативность хозяйственной деятельности покупателя;

• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспе­чение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбужде­нии дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

• дееспособность покупателя;

• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

• состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном по­рядке.

• формирование и экспертиза информационной базы проведе­ния оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспе­чить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в раз­резе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow