Огромную роль в преодолении кризисных проявлений на микроуровне предприятия играют деловые качества как отдельного менеджера, так и группы менеджеров, объединенных в специальную команду «кризис-группу».
Функции отдельного менеджера и кризис-группы различны. Приоритетное положение в условиях кризиса занимает команда антикризисного реагирования, так как именно она является основным генератором идей по выработке управленческих решений направленных на локализацию кризиса. Отдельные менеджеры на местах становятся проводником предлагаемых мероприятий в трудовой коллектив, и поэтому их основными качествами становятся организаторские способности.
В системе проблем, решаемых финансовым менеджментом, можно выделить:
– состояние источников финансирования (целесообразность привлечения заемных средств и эффективность использования собственных);
– капитальные вложения и оценка их эффективности;
– управление оборотным капиталом (оптимальный размер оборотного капитала и его структура);
– финансовое планирование.
Функции финансового менеджера заключаются:
– в обеспечении сбалансированности материальных ресурсов и капитала в каждый конкретный отрезок времени;
– эффективном управлении денежным оборотом предприятия;
– формировании фондов денежных средств, в том числе определении перспективных направлений по выбору источников финансирования;
– принятии долгосрочных инвестиционных решений и целесообразном использовании финансовых ресурсов.
Финансовая стабилизация п/я в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по следующим основным этапам:
1. Устранение неплатежеспособности.
2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия).
3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.
Каждому этапу финансовой стабилизации п/я соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.
Оперативный механизм финансовой стабилизации, представляет собой защитную реакцию п/я на неблагоприятное фин развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений. Меры – сокращение текущих потребностей, продажа активов, ликвидация портфеля краткосрочных фин вложений, ускорение инкассации ДЗ, снижение периода предоставления коммерческого кредита, аренда оборудования, ранее намечаемого к приобретению, увеличение периода предоставляемого поставщикам товарного (коммерческого) кредита, Тактический, используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций фин развития и выход на рубеж фин равновесия п/я. Меры – оптимизация ценовой политики, сокращение суммы пост издержек, снижение уровня перем издержек, проведение ускоренной амортизационной политики, осуществление эффективной налоговой политики, реализация изношенного и неиспользуемого имущества, эмиссионная политика, обновление активов преимущественно за счет аренды, осуществление дивидендной политики, адекватной сложившемуся кризисному положению, отказ от внешних социальных программ, снижение размеров отчислений от прибыли в различные фонды, сокращение участия работников в получаемой прибыли.
Стратегический представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста п/я.
1. Пролонгация предст-т собой не что иное, как откладывание кредиторами сроков выплаты по обяз-вам. При временной неплатежеспособ-ти в целом устойчивых компаний кредиторы, возможно, предпочтут решать возникшую проблему вместе с компанией.
2. Компромиссное соглаш-е предст-т собой погаш-е треб-й кредиторов на пропорцион-ой основе поср-вом налич-х выплат или сочетания налич-х выплат с предост-ем долговых обяз-в. Кредиторы должны дать согласие на частичное удовлетворение своих треб-ний. В системе стабилизацион-х мер, направл-х на вывод пр-я из кризис-го фин-го сост-я, важная роль отводится его санация. Санация предст-т собой систему мероприятий по фин-му оздоровлению пр-я, реализ-х с помощью сторонних юр или физ лиц и направл-х на предотвращ-е объявления пр-я должника банкротом и его ликвидации. В усл-ях рын-ой эк-ки санация пр-й имеет значит-й экон-й потенциал, явл-ся важным инструм-том регулир-я структур-х измен-й и входит в систему наиболее действенных механизмов фин-ой стабилизации пр-й.
12. Дивидендная политика п/я.
Термин „дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же). Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином „дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Существует три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики — „консервативный", „умеренный" („компромиссный") и „агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 10.2).
1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.
3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика „экстра-дивиденда*) по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.
4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она „сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом — „никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена „Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чемсумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании — если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.
С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам.
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).
2.Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:
а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:
а) уровень налогообложения дивидендов;
б) уровень налогообложения имущества предприятий;
в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:
а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);
г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому „сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:
• На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли представляет собой так называемый „дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
• На Втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
• На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.
Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:
УДВпа=(ФДВ-ВП): Кпа
где УДВпа — уровень дивидендных выплат на одну акцию;
ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);
Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.
3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными, или реивестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение).
4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.
Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:
а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам:
Кда=ФДВ:ЧП или Кдв=Да:ЧПа
где К„в — коэффициент дивидендных выплат;
ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;
Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;
ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле:
Кц/д =РЦа:Да
где Кц/д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;
РЦа — рыночная цена одной акции;
Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.
При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости п/я.
Основные этапы формирования дивидендной политики акционерного общества:
1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.
2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества.
3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.
4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию.
5. Определение форм выплаты дивидендов.
6. Оценка эффективности дивидендной политики.
Чем выше див-ды, тем меньше нераспр д-д, и, как след-е тем меньше СК. Отсюда меньше возм-ти для получения кредита. При снижении див-дов инвесторы теряют интерес, сбрасывают акции, рын ст-ть акций сниж-ся, след-но возможна утрата контроля, уменьшение рын-ой ст-ти пр-я.
Подходы к формир-ю див пол-ки:
1) Теория ирреливантности див-дов. Вел-на див-дов не влияет на измен-е совок-го богатства акционеров, а зависит от правильности инв-ной пол-ки. Оптимальной див-ной пол-ки как ф-ра повышения ст-ти фирмы не сущ-ет. Див-ды должны начисл-ся по остаточному принципу в след-м порядке: 1) сост-ся оптимал-й бюджет кап-х вложений и рассчит-ся треб-мая сумма инв-й. 2) опр-ся схема финансир-я инв-х проектов при усл-ии мах-но возможного использ-ния реинв-ной прибыли. 3) див-ды выплач-ся в том случае, если не вся Пр использ-на в целях инвестир-я.
2) Теория сущест-ти див пол-ки («синицы в руках»). Совок-е богатство акционеров преимущ-но зависит от див пол-ки. Инвесторы всегда предпочитают тек-е див-ды д-дам, потенциал-но возможным будущим. Если див-ды не выплач-ся, то акционеры расценивают это как ухудшение фин сост-я фирмы. След-но падает рын-я оценка акционер-го к-ла. С увеличением доли Пр, направляемой на выплату див-дов, растет рын-я ст-ть фирмы, т.е. благосост-е ее акционеров.
3) Теория налоговой дифференциации. Для акционеро приоритетное знач-е не див-ная, а капитализир-я доходность. Это связ-ся с различием в Ур-не налогов с див-дов и с доходов от капитализации.
Выводы: Единого алгоритма оптимизации див пол-ки не сущ-ет в силу влияния на нее большего числа ф-ров, часть из к-рых трудно формализуема.
Ф-ры пор-щие див пол-ку: 1) ограничения правового хар-ра. В мировой практике д-ют 3 пр-ла формир-я див пол-ки: а) пр-ло чистых прибылей: див-вы могут выплач-ся т-ко из Пр тек-го и прошлых пер-дов. УК - неприкосновенен. Б) пр-ло эрозии к-ла. Див-ды не могут выплач-ся из УК. В) пр-ло неплатежеспособ-ти. Компания не может выплачивать див-ды, будучи неплатедеспособной.
2) ограничения контрактного хар-ра
3) Огранич-я в связи с недостат-ой ликвид-ю и платежеспособ-ю.
4) огранич-я в связи с расшир-ем пр-ва. 5) огранич-я рекламно- информац-го хар-ра. 6) огранич-я в связи с интересами акционеров.
Методики див-х выплат: 1) Методика пост-го %го распр-я Пр – соблюд-е постоянства пок-ля «див-го выхода»: див по обыкн акциям/ чист Пр за вычетом див-дов по ПА=константа.
2) Методики фиксир-х див-х выплат – соблюд-е пост-ва див-х выплат на акцию в теч-е длит-го пер-да вне завис-ти от динамики курса акций. Регулярность див-х выплат.
3) М выплаты гарантир-го минимума и «экстра» див-дов - соблюд-е пост-ва регуляр-х выплат фиксир-х сумм див-да. В завис-ти от успешности работв пр-я – выплата чрезвычайного див-да («экстра») как премии в доп-е к фиксир-ой сумме див-дов.
4) М выплаты див-дов акциями – вместо ден-го див-да акционеры получают доп-е акции.
13. Политика управления ТМЗ. Оптимизация размера текущих запасов.
Управление запасами направлено на обеспечение бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции и минимизацию текущих затрат по их обслуживанию на предприятии. Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить уровень текущих затрат на их хранение, снизить уровень трансакционных издержек по их закупке, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.
Управление запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются (рис. 7.6):
1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.
• На первой стадии анализа рассматриваются показатели общей суммы запасов товарно-материальных ценностей — темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов и т.п.
• На Второй стадии анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров.
• На третьей стадии анализа изучается эффективность использования различных видов и групп запасов, а также их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости и рентабельности.
• На четвертой стадии анализа изучаются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.
2. Определение целей формирования запасов. Запасы товарноматериальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:
а) обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);
в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции) и т.п.
В процессе управления запасами они соответствующим образом классифицируются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими. Так, при классификации запасов по их видам могут быть выделены:
• сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и другие материальные ценности, предназначенные для производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, обслуживания производства и административных нужд;
• незавершенное производство в виде незаконченных обработкой и сборкой деталей, узлов, изделий и незавершенных технологических процессов;
• готовая продукция, изготовленная на предприятии и предназначенная для продажи;
• товары в виде материальных ценностей, приобретенные (полученные) с целью дальнейшей продажи;
• малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, используемые в течение не более одного года (или нормального операционного цикла, если его продолжительность превышает один год);
• прочие запасы материальных ценностей, входящие в состав оборотных активов.
3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. Такая оптимизация связана с предварительным разделением всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида — производственные (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения — постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.
Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила „Модель экономически обоснованного размера заказа* [Economic ordering quantity — EOQ model]. Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.
Расчетный механизм модели EОQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы: а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров); б) сумма затрат по хранению товаров на складе.
Рассмотрим механизм модели EОQ на примере формирования производственных запасов.
С одной стороны, предприятию выгодно завозить сырье и материалы как можно более высокими партиями. Чем выше размер партии поставки, тем ниже совокупный размер операционных затрат по размещению заказов в определенном периоде (оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке на складе). Графически это может быть представлено следующим образом (рис. 7.7).
Сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов при этом определяется по следующей формуле:
Сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов при этом определяется по следующей формуле:
ОЗ рз=ОПП/РПП*Срз
где ОЗрз — сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов;
ОПП — объем производственного потребления товаров (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде;
РПП — средний размер одной партии поставки товаров;
Ср3 — средняя стоимость размещения одного заказа.
Из приведенной формулы видно, что при неизменном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения одного заказа общая сумма операционных затрат по размещению заказов минимизируется с ростом среднего размера одной партии поставки товаров.
С другой стороны, высокий размер одной партии поставки товаров вызывает соответствующий рост операционных затрат по хранению товаров на складе, так как при этом увеличивается средний размер запаса в днях оборота (период их хранения). Если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер его запаса (период хранения) составит 30 дней, а если размер партии поставки снизить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер его запаса (период хранения) составит 15 дней (см. рис. 7.8).
С учетом этой зависимости сумма операционных затрат по хранению запасов на складе может быть определена по следующей формуле:
ОЗхр=РПП/2*Сх
где 03хр — сумма операционных затрат по хранению запасов на складе;
РПП — средний размер одной партии поставки товаров;
Сх — стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.
Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров.
Таким образом, с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются операционные затраты по размещению заказа и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе предприятия (и наоборот). Модель E0Q позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами операционных затрат та-
10 20 30 40 50 60 Дни Рисунок 7.8. Зависимость между размером партии поставки и средним размером запаса. |
ким образом, чтобы совокупная их сумма была минимальной. Графически это представлено на рисунке 7.9.
Математически Модель E0Q выражается следующей принципиальной формулой:
Рисунок 7.9. График минимизации совокупных операционных затрат при оптимальном размере партии поставки (E0Q). |
РППо=корень кв((1*ОПП*Срз)/Cх)
где РПП0 — оптимальный средний размер партии поставки товаров (E0Q);
Совокупная сумма операционных затрат |
Сумма затрат по хранению запасов на складе |
Точка EOQ |
Размер партии поставки |
ОПП — объем производственного потребления товаров (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде;
Ср3 — средняя стоимость размещения одного заказа;
Сх — стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.
Соответственно оптимальный средний размер производственного запаса определяется по следующей формуле:
где П30 — оптимальный средний размер производственного запаса (сырья, материалов);
РПП0 — оптимальный средний размер партии поставки товаров (E0Q).
Для запасов готовой продукции задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Если производить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции (Сх) будут минимальными. Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно возрастут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие (Срз). Используя вместо показателя объема производственного потребления (ОПП) показатель планируемого объема производства продукции, мы на основе Модели EOQ аналогичным образом можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.
4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов. Расчет оптимальной суммы запасов каждого вида (в целом и по основным группам учитываемой их номенклатуры) осуществляется по формуле:
Зп=(Нтх8Оо)+Зсх+Зцн
где Зп — оптимальная сумма запасов на конец рассматриваемого периода;
Нтх — норматив запасов текущего хранения в днях оборота;
0о — однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запасов готовой продукции) в предстоящем периоде;
Зсх — планируемая сумма запасов сезонного хранения;
Зцн — планируемая сумма запасов целевого назначения других видов.
5. Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов. Управление этими процессами осуществляется путем оптимизации материальных потоков всех видов запасов.
Оптимизация материальных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления технологического цикла его операционной деятельности.
Основной целью оптимизации материальных потоков предприятия является обеспечение своевременной доставки различных материальных активов в необходимом количестве в нужные пункты с минимумом затрат на осуществление этого процесса. Методологическую основу оптимизации материальных потоков составляют концепции, методы и приемы логистики.
Интегральная оценка экономической эффективности оптимизации материальных потоков может быть получена путем использования „метода совокупных затрат" [total distribution cost method; TDS], в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организацию материальных потоков оборотных активов до и после проведения их оптимизации. Алгоритм расчетов интегральной экономической эффективности этого процесса имеет следующий вид:
ИЭо=(ПЗ1-ПЗ2)/ОМПп*100
где ИЭ0 — интегральная экономическая эффективность оптимизации материальных потоков оборотных активов предприятия, в %;
П31 — фактическая сумма полных затрат на организацию материальных потоков до проведения их оптимизации в определенном периоде;
ПЗг — ожидаемая сумма полных затрат на организацию материального потока аналогичного объема после проведения его оптимизации в аналогичном периоде;
0МПп — планируемый объем материального потока оборотных активов в аналогичном периоде.
Результаты оптимизации материальных потоков оборотных активов получают отражение в системе соответствующих текущих и оперативных планов предприятия по операционной деятельности.
6. Обоснование учетной политики оценки запасов. При отпуске запасов в производстве, продаже и другом выбытии предприятие может осуществлять их оценку одним из следующих методов:
• идентифицированной себестоимости соответствующей еди-, ницы запасов. Такой метод может использоваться по отпускаемым запасам готовой продукции при выполнении специальных заказов и проектов;средневзвешенной себестоимости. Такая оценка производится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости их остатка на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов (в натуральном выражении) на начало отчетного месяца и полученных в данном месяце запасов;
• себестоимости первых по времени поступления запасов (метод ФИФО). Оценка запасов по методу ФИФО базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступали на предприятие (т.е. запасы, первыми отпускаемые в производство или продажу, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления входящих запасов);
• себестоимости последних по времени поступления запасов (метод ЛИФО). Оценка запасов по методу ЛИфО базируется на предположении, что запасы используются в последовательности, противоположной их поступлению на предприятие (т.е. запасы, первыми отпускаемые в производство или продажу, оцениваются по себестоимости последних по времени поступления входящих запасов);
• нормативных затрат. Оценка по нормативным затратам состоит в применении норм расходов на единицу продукции, установленных предприятием с учетом нормальных уровней использования запасов, труда, производственных мощностей и действующих цен. Для обеспечения максимального приближения нормативных затрат к фактическим нормы и цены в нормативной базе должны регулярно проверяться и при необходимости пересматриваться;
• цены продажи. Оценка запасов по ценам продажи используется на предприятиях розничной торговли путем применения среднего процента торговой наценки на реализуемые товары. Этот метод могут применять торговые предприятия, реализующие обширный и изменчивый ассортимент товаров с примерно одинаковым уровнем торговой наценки. Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной (розничной) стоимостью этих товаров и суммой торговой наценки на них. В свою очередь, сумма торговой наценки на реализованные товары рассчитывается как произведение продажной (розничной) стоимости этих товаров и среднего процента торговой наценки.
Для всех видов и разновидностей запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, может применяться только один из приведенных методов их оценки.
На дату баланса запасы могут отражаться в отчетности по наименьшей из двух оценок — первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. Первоначальная стоимость запасов включает сумму, уплачиваемую поставщику (за вычетом непрямых налогов); сумму ввозной таможенной пошлины; сумму непрямых налогов, не возмещаемых предприятию; транспортно-заготовительные расходы; другие расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов и доведением их до состояния, пригодного для использования в предусмотренных целях. Чистая стоимость реализации представляет собой ожидаемую цену реализации запасов в условиях обычной операционной деятельности за вычетом ожидаемых затрат на завершение их производства и реализацию.
Выбор учетной политики оценки запасов обосновывается особенностями управления ими на предприятии.
7. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, которые являются составной частью оперативного финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов.
Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получила „Система АВС“. Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т.п.
• В категорию „А“ включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе „Модели ЕОСГ. Круг конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию „А“, обычно ограничен и требует еженедельного контроля.
• В категорию „ЕС включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.
• В категорию „С“ включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких материальных ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль за их движением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.
Таким образом, основной контроль запасов по „Системе АВС“ концентрируется на наиболее важной их категории с позиций обеспечения бесперебойности операционной деятельности предприятия и формирования конечных финансовых результатов.
Определенное распространение в зарубежной практике контроля запасов получила и „Система уровня повторного заказа". Она применяется обычно специализированными предприятиями торговли с относительно узким ассортиментом товаров, но с достаточно обширным контингентом покупателей.
В основе этой системы лежит предварительное установление трех нормативных элементов уровня запаса по определенной товарной позиции:
• средний период исполнения заказа, в днях;
• страховой запас на возможное нарушение срока поставки товара;
• страховой запас на возможное превышение среднего уровня спроса покупателей на товар.
На основе суммирования этих трех нормативных элементов определяется „уровень повторного заказа". При снижении фактического размера запасов до этого уровня, осуществляется повторный заказ данного товара у поставщиков.
Эта система контроля позволяет минимизировать издержки по хранению запасов на предприятии.
В процессе управления запасами должны быть заранее предусмотрены меры по ускорению вовлечения их в непосредственный операционный процесс (производство или реализацию). Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения.
Политика управления запасами - часть общей политики управления оборотными активами п/я, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.
Упр-е зап-ми конц-ся на 3 осн-х вопроса: 1) ск-ко ед-ц кажд-го предмета хран-я должно держать пр-е на складе; 2) ск-ко ед-ц должно быть заказано или пр-но в опред-й момент; 3) в какой момент следует заключить или произвести предметы хран-я.
Эф-ное упр-е зап-ми позволяет уменьшить продолж-ть произв-го и всего операц-го цикла, уменьшить текущ з-ты на их хран-е, высвоб-ть из текущ хоз-го оборота часть фин-х рес-сов, реинвестируя их в др-е активы. Обеспеч-е этой эф-ти достиг-ся за счет разраб-ки и реал-ции спец-ой фин-ой пол-ки упр-я зап-ми.
Оптимизация размера текущих запасов. Пр-ные запасы можно увеличить до тех пор, пока получаемая экономия больше общих затрат по содерж-ю запасов. Для определ-я оптим вел-ны партии закупаемых мат-ных рес-сов в плановом пер-де исп-ся модель оптимизации партии заказа ЕО Q: опред-ся все затраты, связ-ные с покупкой и хран-ем запаса. Они включают изд-ки хран-я запасов и ст-ть выполн-я заказа – т.е. изд-ки на размещ-е и получ-е заказа. Эти изд-ки образуют общую ст-ть ТМЗ. Выполнение заказа = S*P/Q,S – общ потребл-е за ед-цу времени; Q – р-р заказа; Р – ст-ть размещ-я заказа. Ст-ть хранения = Q*C/2, С – ст-ть хран-я ед-цы товара.
Оптим размер заказа тот, к-рый минимиз-ет общ затраты, связ-ные с запасом: ЕО Q = √[(2*Р*S)/С].
14. Управление ДЗ.
Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нормального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года.
Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.
Формирование алгоритмов такого управления текущей дебиторской задолженностью, определяемое как кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ текущей ДЗ пред-я в предшествующем п-де. Основной задачей этого анализа явл-ся оценка уровня и состава тек ДЗ предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
• На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость. Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность ее погашения покупателем-должником).
Величина резерва сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных покупателей-деби- торов (прямой метод) или на основе соответствующей классификации дебиторской задолженности этого вида по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каждой группе (косвенный метод). Величина резерва сомнительных долгов при косвенном методе ее расчета определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе.
На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:
а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рассчитывается по следующей формуле:
КОАдз=(ДЗв+ЧРСдз+РСД): ОА
где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;
ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД — сумма резерва сомнительных долгов;
ОА — общая сумма оборотных активов предприятия.
б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по следующей формуле:Идз+(ДЗв+ЧРСдз): (ДЗв+ЧРСдз+РСД)
где КВИДз — коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;
ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;
ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД — сумма резерва сомнительных долгов.
На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:
ПИдз=(ДЗ в+ ЧРС дз): Оо
где ПИдз — средний период инкассации текущей дебиторской задол-
__ женности за товары, работы и услуги (в днях);
ДЗВ — средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом
__ периоде (расчитанная как средняя хронологическая);
ЧРСдз — средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
00 — сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
• На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
• На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
Эдз=Пдз-ТЗдз-ФПдз
где Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
КЭдз=Эдз: ДЗ рп
коэффициент эффективности инвестированиясредств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями; сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде; средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой, формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
• Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.
• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическимлицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.
Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.
• Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
• Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
• Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
• современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
• общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
• сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
• потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
• правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолжен-
ности;
• финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;
• финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
где ОКдз — необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
0РК — планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс/ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
ППК — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
fjp — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
4. формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
• срок предоставления кредита (кредитный период);
• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
• Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.
• Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия-кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции. Если хозяйственные взаимоотношения предприятия с покупателем его продукции (юридическим лицом) носят стабильный долгосрочный характер, на расчетную сумму кредитного лимита ему может быть открыта кредитная линия.
• Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении.
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
• Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
5. формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
• определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
• выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
• группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
• дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.
• Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
• репутация покупателя в деловом мире;
• платежеспособность покупателя;
• результативность хозяйственной деятельности покупателя;
• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
• дееспособность покупателя;
• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
• состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
• формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе