Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, определяется формулой:
Маржинальный запас прочности = {[Фактическая выручка (TR) — Пороговая выручка (S β)] / Фактическая выручка (TR)} * 100
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Для нашего примера маржинальный запас прочности составляет 36% [(375 000 — 240 000) / 375 000 х 100%]. Значение маржинального запаса прочности 36% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее чем на 36%, то предприятие будет получать прибыль, если более чем на 36%, — окажется в убытке.
Определить цену продукции при безубыточной реализации можно по формуле:
Цена безубыточности = Пороговая выручка (S β) / Объем произведенной продукции в натуральном выражении (Q)
Цель ан-за безубыт-ти (CVP – анализ), опред-ть безуб V продаж, опр-ть какую цену назначить или какой V пр-ва выпустить, чтобы достичь желаемого Ур прибыли. В CVP-анализе устанавливается взаимосвязь м/у затратами, объемами пр-ва и д-дами п/я. Цель CVP-анализа: опр-е точки безубыточности.Ограничения, используемые в CVP-анализе:Все затраты п/п делятся на перем-е и пост-е.,Условно считается, что V произ-ва и V продаж совпадают. Рассм-ся однопродуктовая модель произ-ва. Цена остается пост-ной.
|
|
Маржа безопасности – это расстояние от план или фактич V пр-ва до критич, МБ означает насколько надо повысить или снизить V пр-ва, чтобы достичь точки безубыточности. ТБ – это это точка, где доход от реал-и = совокуп затратам, т.е нет ни прибыли ни убытков. МД = Д – Зпер. МД = пост затраты + Пр. МД идет на покрытие З пост и прибыли, МД д/б > Зпост. В ТБ МД= З пост. Критический объем реализации: V = Зпост/ Ц-Sпер на 1-цу.
11. Меры по финансовому оздоровлению фирмы.
Признание предприятия неплатежеспособным, с установленным диагнозом о вероятном в каком-то временном периоде факта банкротства, является основанием к реализации процедур финансового оздоровления.
Методы финансового оздоровления разрабатываются для конкретного предприятия и зависят от сложившейся на предприятии ситуации и, прежде всего, от глубины и стадии экономического (финансового) кризиса.
Определить на какой стадии кризиса или несостоятельности находится предприятие возможно посредством оценки финансово-экономического состояния (варианты, которых были рассмотрены в предыдущих лекциях). В зависимости от выбранного варианта может быть проведено оперативное диагностирование или же более полное исследование с выявлением причин возникновения кризиса. Но независимо от того какой вариант был применен по результатам анализа кризисная ситуация на предприятии может быть представлена:
|
|
– как стадия финансовой неустойчивости, проявляющаяся в рассогласовании финансовых потоков и ухудшении структуры баланса;
– скрытая стадия банкротства (несостоятельности), проявляющаяся не только в рассогласовании финансовых потоков и ухудшении структуры баланса, но и в росте обязательств, возникновении хронической неплатежеспособности, которая сопровождается снижением производственного и рыночного потенциала предприятия и наличием признаков социального банкротства[1].
В зависимости от стадии несостоятельности или неустойчивости меры по финансовому оздоровлению могут носить как добровольный, так и принудительный характер. Добровольный характер мероприятия носят в том случае, когда решение о введение мер финансового оздоровления рассмотрено, принято и осуществляется на уровне предприятия. Принудительный характер, в том случае, когда меры по финансовому оздоровлению введены на предприятии по определению арбитражного суда с назначением административного управляющего, т. е. в рамках процедуры признания предприятия-должника банкротом. Цель введения процедуры финансового оздоровления заключается в том, чтобы дать предприятию возможность восстановить способность отвечать по своим обязательствам.
Финансовое оздоровление – это добровольная или принудительная процедура, проводимая на микроуровне предприятия, с целью восполнения регулярного недостатка денежных средств для осуществления его текущей деятельности, восстановления платежеспособности предприятия и погашения обязательств.
При наличии стадии финансовой неустойчивости или скрытой стадии банкротства антикризисное управление заключается в выборе и реализации следующих методов финансового оздоровления: общих, оперативных, локальных, долгосрочных (до 1,5 лет) и долгосрочных инвестиционных (сроком более 1,5 лет), в совокупности представляющие полный комплекс методов финансового оздоровления, рассматриваемый более подробно в разд. 8.2.
Критериями выбора методов финансового оздоровления могут выступить следующие группы показателей:
1-я группа. Показатели, характеризующие внешние признаки несостоятельности:
– коэффициент текущей ликвидности;
– коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
– коэффициент тяжести просроченных обязательств.
При наличии у предприятия внешних признаков несостоятельности, следует применять общие и оперативные методы оздоровления.
2-я группа. Показатели, характеризующие эффективность управления предприятием:
– рентабельность продукции:
– рентабельность активов;
– рентабельность собственного капитала;
– наличие убытков.
К предприятию-должнику, имеющему неудовлетворительные показатели второй группы, применяются локальные мероприятия по улучшению финансового состояния.
3-я группа. Показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциал:
– состояния производства и реализации продукции (объем произведенной и реализуемой продукции, ее конкурентоспособность);
– состояния и использования производственных ресурсов (численность, производительность труда, фондоотдача, коэффициент износа основных фондов, структура оборотных активов, оборачиваемость оборотных активов).
Неудовлетворительные значения показателей 3-й группы свидетельствуют о глубоком финансовом и производственном кризисе и требуют ликвидации предприятия или в случае сохранения предприятия, последовательного применения всего комплекса методов финансового оздоровления с реализацией долгосрочных мероприятий финансового оздоровления.