Неврология.
Физиология ЦНС и ВНС. Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма. Возбуждение и торможение в ЦНС. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Общие принципы координационной деятельности ЦНС (Ч. Шеррингтон). Рефлекс - основной механизм приспособительного реагирования функций на изменения условий внутренней и внешней среды. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Обратная афферентация и ее значение. Классификация рефлексов. Закономерности и особенности возбуждения в ЦНС. Свойства нервных центров.
Процессы торможения в ЦНС. Торможение в ЦНС (И.М. Сеченов, Ф. Гольц, Мегун). Современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу). Основные виды торможения - постси-наптическое, пресинаптическое и их механизмы.
Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов. Принципы переключения (И.М. Сеченов), реципрокности, облегчения, окклюзии, обратной связи, доминанты (А.А. Ухтомский). Многоуровневая регуляция ЦНС соматических и вегетативных функций.
Физиология вегетативной нервной системы. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы. Симпа-
тический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Синергизм и относительный антагонизм их влияния. Вегетативные центры.
Физиология спинного мозга. Спинной мозг. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Функции передних и задних корешков. Центры спинного мозга. Клинически важные спинальные рефлексы у человека. Механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Проводниковая функция спинного мозга.
Физиология стволовых структур мозга. Центры продолговатого мозга и моста, их участие в процессах саморегуляции функций. Проводниковая функция продолговатого мозга и моста.
Роль среднего мозга в процессах саморегуляции функций. Рефлекторная деятельность среднего мозга.
Ретикулярная формация. Особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга, особенности свойств ее нейронов.
Функциональная характеристика специфических, ассоциативных и неспецифических ядер таламуса.
Гипоталамус - высший подкорковый вегетативный центр, обеспечивающий интеграцию соматических, вегетативных и эндокринных функций, участие гипоталамуса в формировании мотиваций, эмоций, стресса, биоритмов. Афферентные и эфферентные связи мозжечка. Участие в организации двигательныхпрограмм. Роль тормозящих нейронов коры мозжечка.
Физиология подкорковых ядер и коры головного мозга. Роль лимбиче-ской системы в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти. Участие лимбических структур в саморегуляции вегетативных функций и интегративной деятельности ЦНС.
Базальные ядра. Функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы. Двусторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.
Кора больших полушарий головного мозга. Роль коры в формировании системной деятельности организма. Представление о кортиколизации функций в процессе эволюции ЦНС.
Высшая нервная деятельность. Условно-рефлекторная деятельность организма и ее нейрофизиологические механизмы. Объективные методы изучения высшей нервной деятельности. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Класси-
фикация условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Их структурно-функциональная основа.
Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.
Явления торможения в ВНД. Торможение - механизм формирование условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение, и их механизм формирование.
Учение И.П. Павлова о типах ВНД. Типы высшей нервной деятельности животных и человека, их классификация, характеристика, методики определения. Закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма. Фазовые явления в коре больших полушарий.
Первая и вторая сигнальные системы. Физиология сна и сновидения.
Роль восприятия. Современные представления об особенностях восприятия у человека. Первая и вторая сигнальные системы. Бодрствование. Сон, его виды и фазы. Активный и пассивный сон. Теории о механизмах сна. Сновидения. Физиологические основы гипнотических состояний. Значение учения о высшей нервной деятельности для теории и практики медицины, педагогики, психологии и философии.
Высшие психические функции человека. Особенности психических функций человека (внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, сознание, речь). Адаптивная роль психических функций человека.
Личностные особенности психических функций человека (способности, типологические особенности, темперамент, характер, социальные установки, направленность мотиваций). Внимание. Память, ее виды и механизмы. Эмоции, их биологическая роль. Классификация. Теория эмоций. Роль структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Вегетативные и моторные компоненты эмоциональных напряжений.
Неврозы. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс).
Мышление. Развитие абстрактного мышления у человека. Образное и вербальное мышление.
Сознание. Роль учения о высшей нервной деятельности в формировании подхода к проблеме сознания.
Речь. Функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека. Физиологические методики исследования речи у человека.
Архитектура целостного поведенческого акта с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. Функциональная архитектура условно-
го рефлекса. Процессы функциональной системы: афферентный синтез, стадия принятия решения, формирование акцептора результата действия, формирование интеграла эфферентных возбуждений (эфферентный синтез), получение полезного результата системы, обратная афферентация.
Физиология сенсорных систем. Понятие об анализаторах. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов в познании мира. Системный характер восприятия. Роль различных видов афферентации. Ре-цепторный, проводниковый и центральный отделы анализаторов.
Моно- и полимодальные нейроны. Процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов. Закон Вебера-Фехнера. Кодирование информации в различных отделах анализаторов.
Биологически активные точки и принцип рефлексотерапии. Общее представление об обезболивании и наркозе. Ноцицепция. Биологическое значение боли, проекционные и отраженные боли. Зоны Г.А. Захарьина-Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной системе. Антиноцицептив-ная система.
Методы исследования сенсорных систем. Методы исследования зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового, обонятельного, кожного и тактильного анализаторов. Методы исследования соматосенсорной системы.
Физиология эндокринных желез. Общая физиология желез внутренней секреции. Структурно-функцио-нальная организация эндокринной системы. Механизмы действия гормонов. Местная и системная гормональная саморегуляция эндокринной системы. Методики изучения желез внутренней секреции.
Гипоталамо-гипофизарно система. Нейросекреты гипоталамуса: либери-ны и статины. Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом. Гормоны аденогипофиза. Гормоны нейрогипофиза.
Надпочечники. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Стресс. Виды, фазы, механизмы развития стресса. Эмоциональный стресс.
Частная физиология желез внутренней секреции. Тиреоидные гормоны и их роль в регуляции обмена веществ и энергии, в росте и развитии организма. Околощитовидные железы и их роль в регуляции гомеостаза кальция и фосфора. Кальцитонин, его роль в регуляции обмена кальция и фосфора. Регуляция деятельности щитовидной железы.
Эндокринная функция поджелудочной железы и ее регуляция. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Эндокринная функция плаценты. Эпифиз. Вилочковая железа.
Гормоны эндокринной системы. Тканевые гормоны. Участие эндокринной системы в интегративной приспособительной деятельности организма. Органы, сочетающие неэндокринную функцию с эндокринной.
4 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ
Лекции: интерактивные обзорные, проблемные.
Практические занятия: работа с электронными пособиями и учебниками, цветными и электронными фотографиями, муляжами, контрольными вопросами и схемами, решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах, моделирование ситуаций.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП): СРСП является внеаудиторным видом работы студента, которая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.
В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРС по возникающим вопросам, проведение рубежного контроля.
Самостоятельная работа студентов (СРС): работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях; решение ситуационных задач, элементы учебно- исследовательской работы, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных практических занятий, подготовка презентаций и рефератов, дискуссии, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, деловые игры, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах, оценка практических навыков.
Рубежный контроль: интегрированное тестирование в конце каждого модуля, демонстрация практических навыков.
Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование/собеседование и демонстрацию практических навыков.