Содержание модуля «Нервная система. Органы чувств. Эндокринная система»

Неврология.

Физиология ЦНС и ВНС. Роль ЦНС в интегративной приспособитель­ной деятельности организма. Возбуждение и торможение в ЦНС. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Общие принципы коор­динационной деятельности ЦНС (Ч. Шеррингтон). Рефлекс - основной механизм приспособительного реагирования функций на изменения усло­вий внутренней и внешней среды. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Обратная афферентация и ее значение. Классификация рефлексов. Закономерности и особенности возбуждения в ЦНС. Свойства нервных центров.

Процессы торможения в ЦНС. Торможение в ЦНС (И.М. Сеченов, Ф. Гольц, Мегун). Современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу). Основные виды торможения - постси-наптическое, пресинаптическое и их механизмы.

Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов. Принципы переключения (И.М. Сеченов), реципрокности, облегчения, окклюзии, обратной связи, доминанты (А.А. Ухтомский). Многоуровневая регуляция ЦНС соматических и веге­тативных функций.

Физиология вегетативной нервной системы. Структурно-функциональ­ные особенности соматической и вегетативной нервной системы. Симпа-

тический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Синергизм и относительный антагонизм их влияния. Вегетативные центры.

Физиология спинного мозга. Спинной мозг. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и ве­гетативных функций организма. Функции передних и задних корешков. Центры спинного мозга. Клинически важные спинальные рефлексы у че­ловека. Механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Проводниковая функция спинного мозга.

Физиология стволовых структур мозга. Центры продолговатого мозга и моста, их участие в процессах саморегуляции функций. Проводниковая функция продолговатого мозга и моста.

Роль среднего мозга в процессах саморегуляции функций. Рефлекторная деятельность среднего мозга.

Ретикулярная формация. Особенности нейронной организации ретику­лярной формации ствола мозга, особенности свойств ее нейронов.

Функциональная характеристика специфических, ассоциативных и не­специфических ядер таламуса.

Гипоталамус - высший подкорковый вегетативный центр, обеспечиваю­щий интеграцию соматических, вегетативных и эндокринных функций, уча­стие гипоталамуса в формировании мотиваций, эмоций, стресса, биоритмов. Афферентные и эфферентные связи мозжечка. Участие в организации двигательныхпрограмм. Роль тормозящих нейронов коры мозжечка.

Физиология подкорковых ядер и коры головного мозга. Роль лимбиче-ской системы в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти. Участие лимбических структур в саморегуляции вегетативных функций и интегративной деятельности ЦНС.

Базальные ядра. Функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы. Двусто­ронние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.

Кора больших полушарий головного мозга. Роль коры в формировании системной деятельности организма. Представление о кортиколизации функций в процессе эволюции ЦНС.

Высшая нервная деятельность. Условно-рефлекторная деятельность орга­низма и ее нейрофизиологические механизмы. Объективные методы изуче­ния высшей нервной деятельности. Условный рефлекс как форма приспо­собления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Класси-


фикация условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Их структурно-функциональная основа.

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Ди­намический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обу­чения и приобретения трудовых навыков.

Явления торможения в ВНД. Торможение - механизм формирование условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение, и их механизм формирование.

Учение И.П. Павлова о типах ВНД. Типы высшей нервной деятельно­сти животных и человека, их классификация, характеристика, методики определения. Закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма. Фазовые явления в коре больших полушарий.

Первая и вторая сигнальные системы. Физиология сна и сновидения.

Роль восприятия. Современные представления об особенностях восприя­тия у человека. Первая и вторая сигнальные системы. Бодрствование. Сон, его виды и фазы. Активный и пассивный сон. Теории о механизмах сна. Сновидения. Физиологические основы гипнотических состояний. Значе­ние учения о высшей нервной деятельности для теории и практики меди­цины, педагогики, психологии и философии.

Высшие психические функции человека. Особенности психических функций человека (внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, со­знание, речь). Адаптивная роль психических функций человека.

Личностные особенности психических функций человека (способности, типологические особенности, темперамент, характер, социальные уста­новки, направленность мотиваций). Внимание. Память, ее виды и механиз­мы. Эмоции, их биологическая роль. Классификация. Теория эмоций. Роль структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Вегетативные и моторные компоненты эмоциональных напряжений.

Неврозы. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс).

Мышление. Развитие абстрактного мышления у человека. Образное и вербальное мышление.

Сознание. Роль учения о высшей нервной деятельности в формировании подхода к проблеме сознания.

Речь. Функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полу­шарий, связанная с развитием речи у человека. Физиологические методики исследования речи у человека.

Архитектура целостного поведенческого акта с позиций теории функ­циональных систем П.К. Анохина. Функциональная архитектура условно-


го рефлекса. Процессы функциональной системы: афферентный синтез, стадия принятия решения, формирование акцептора результата действия, формирование интеграла эфферентных возбуждений (эфферентный син­тез), получение полезного результата системы, обратная афферентация.

Физиология сенсорных систем. Понятие об анализаторах. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов в познании мира. Си­стемный характер восприятия. Роль различных видов афферентации. Ре-цепторный, проводниковый и центральный отделы анализаторов.

Моно- и полимодальные нейроны. Процессы высшего коркового анали­за и синтеза афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов. Закон Вебера-Фехнера. Кодирование информации в различных отделах анализаторов.

Биологически активные точки и принцип рефлексотерапии. Общее пред­ставление об обезболивании и наркозе. Ноцицепция. Биологическое значе­ние боли, проекционные и отраженные боли. Зоны Г.А. Захарьина-Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной системе. Антиноцицептив-ная система.

Методы исследования сенсорных систем. Методы исследования зри­тельного, слухового, вестибулярного, вкусового, обонятельного, кожного и тактильного анализаторов. Методы исследования соматосенсорной си­стемы.

Физиология эндокринных желез. Общая физиология желез внутренней секреции. Структурно-функцио-нальная организация эндокринной систе­мы. Механизмы действия гормонов. Местная и системная гормональная саморегуляция эндокринной системы. Методики изучения желез внутрен­ней секреции.

Гипоталамо-гипофизарно система. Нейросекреты гипоталамуса: либери-ны и статины. Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом. Гормо­ны аденогипофиза. Гормоны нейрогипофиза.

Надпочечники. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечни­ков, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Стресс. Виды, фазы, механизмы развития стресса. Эмоциональный стресс.

Частная физиология желез внутренней секреции. Тиреоидные гормоны и их роль в регуляции обмена веществ и энергии, в росте и развитии организ­ма. Околощитовидные железы и их роль в регуляции гомеостаза кальция и фосфора. Кальцитонин, его роль в регуляции обмена кальция и фосфора. Регуляция деятельности щитовидной железы.


Эндокринная функция поджелудочной железы и ее регуляция. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны, их роль в регуляции обме­на веществ и функций организма. Эндокринная функция плаценты. Эпи­физ. Вилочковая железа.

Гормоны эндокринной системы. Тканевые гормоны. Участие эндокрин­ной системы в интегративной приспособительной деятельности организ­ма. Органы, сочетающие неэндокринную функцию с эндокринной.

4 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Лекции: интерактивные обзорные, проблемные.

Практические занятия: работа с электронными пособиями и учебника­ми, цветными и электронными фотографиями, муляжами, контрольными вопросами и схемами, решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах, моделирование ситуаций.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавате­ля (СРСП): СРСП является внеаудиторным видом работы студента, кото­рая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.

В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРС по возникающим вопросам, проведение рубежного контроля.

Самостоятельная работа студентов (СРС): работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях; решение ситуационных задач, элементы учебно- исследовательской рабо­ты, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, углублен­ное изучение отдельных вопросов тем пройденных практических занятий, подготовка презентаций и рефератов, дискуссии, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, деловые игры, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах, оценка практических навыков.

Рубежный контроль: интегрированное тестирование в конце каждого модуля, демонстрация практических навыков.


Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование/собеседова­ние и демонстрацию практических навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: