Оборудование и оснащение

Оборудование: лекционные аудитории со звукоусиливающей аппара­турой, с регулируемым по высоте экраном, мультимедийной установкой, видеоаппаратурой для показа видеофильмов, учебная лаборатория.

Оснащение: анатомические ресурсы: муляжи, фантомы, трупный ма­териал; наглядный материал: учебные видеофильмы, слайды, таблицы, электронные версии учебников, видеофильмы и СД-фильмы, комплекты тестовых заданий и ситуационных задач, тематические наборы раздаточ­ного материала, доступ в Интернет.


7 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ*

На русском языке основная:

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник в 3-х томах.- М. 2008. - Т.1. - 680 с; Т.2. - 496 с; Т.З. -320 с.

2. Билич Г.Л. Крыжановский В.А. Атлас анатомии человека: атлас в 3-х томах. - М: 2008. - Т.1 - 800 с; Т.2 - 800 с; Т.З - 800 с.

3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. - М: 2008.- 520 с.

дополнительная:

1. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для само­стоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент: 2006. - 66 с.

2. Поспелов Н.И. Физиология пищеварения: Учебно-методическое по­собие. - Караганда: 2003. - 107 с.

На казахском языке основная:

1. Ракышев А.Р. Адам анатомиясы атласы. I, II том, - Алматы: «Кітап»,2006.

2. Жұмабаев У., Эубэиров Э.Б., Досаев Т.М. ж.т.б. Адам анатомиясы, атлас. I, II, III, IV том. - Астана: «Фолиант», 2005, 2012.

3. Сәтбаева Х.К,., Отепбергенов А.А., НиунбаеваЖ.Б. Адам физиологиясы. (Окулык). -Алматы. Издательство «Дәуір», 2005. - 663 б.

дополнительная:

1. Эубэюров Э.Б., Жаналиева М.К. Адам анатомиясы, атлас. - Астана: 2012.

2. Нурмухамбетова Б.Н. Лимфа жуйесінің функционалдык. анатомиясы. Оку кұралы. - Алматы: 2007.

3. Организмның шартты-рефлекторлык әрекет1 және оньщ нейрофизиологиялык, тегершіктері Жоғарғы жүйке ic-әрекетінің типтері Ибраева С.С., -Астана: 2006,-52 6.

4. К,алыпты физиологиядан тәжірибелік сабактарға жетекшілік нұскаулар./ Сайдахметова А.С., Рахыжанова СО. - Семей: 2006. - 174 бет.

5. К,анкржа М.К,. Козгыш ұлпалар физиологиясы. - Алматы: 2004. - 78 бет.

Примечание * - список литературы может обновляться ежегодно.


АВТОРЫ

1. Аубакиров А.Б. - заведующий кафедрой анатомии человека с опера­тивной хирургией Медицинского университета Астана, д.м.н., профессор. Хамчиев К.М. - заведующий кафедрой физиологии человека Меди­
цинского университета Астана, к.м.н., профессор.

2. Пульникова А.В. - заведующий кафедрой сестринского дела Меди­цинского центра «Эмили».

3. Сугурбаева Л.К. - преподаватель кафедры сестринского дела Меди­цинского центра «Эмили».

5. Калдыбаева A.M. - руководитель кафедры нормальной физиологии Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова, к.м.н., доцент.

6. Иванова Л.И. - и.о. доцента кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Западно-Казахстанского государствен­ного медицинского университета имени Марата Оспанова, к.м.н.

Досмамбетова К.К. - методист Республиканского центра инноваци­онных технологий медицинского образования и науки Министерства здра­воохран

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Утверждено

на заседании УМС

Председатель

______________ А.Ш.Курмангалиева

«____»______________20___г., № ___

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: «Физиология»

Код дисциплины: Fiz 1203

 

Образовательная программа – (5В 110100 «Сестринское дело»)

Объем учебных часов (кредитов) 90 (2)

в том числе: аудиторные часы -30

СРСП - 30

СРС -30

 

Курс: 1

Семестр: 2

 

2014г.

 

Составитель: Абильмажинова А.О. ____________________

подпись

 

Рабочая программа составлена на основе: Типовой учебной программы дисциплины (для обязательного компонента) «Основы сестринрского дела» для студентов специальности 5В 110100 «Сестринское дело»

 

Рассмотрено

На заседании кафедры «Сестринское дело»

 

 

Зав. кафедрой к.м.н. ________________________ Бейсенов А.Д.

подпись

 

Декан Высшей Школы (Факультета) Гуманитарных наук

 

к.ф.н., ассоциированный профессор __________________ Султанова К.Р.

подпись

 

 

от «___»_____________ 2014 г., №___

 

 


 

 

Введение

Настоящая программа предназначена для специальности «Сестринское дело». Дисциплина физиология является обязательной для изучения студентами всех медицинских специальностей.

Физиология является основой теоретической и практиче­ской медицины.

Физиология - наука о механизмах жизнедеятельности здорового чело­века. Оставаясь дисциплиной доклинического медико-биологического образования, физиология все в большей степени приближается к практи ческому здравоохранению. Прямое изучение организма здоровых людей позволит будущим специалистам быстрее приобщиться к овладению клиническими методами исследования.

Цель дисциплины: изучить функции органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и уметь применять полученные знания на клинических кафедрах.

Задачи дисциплины:

• дать знания об основных физиологических характеристиках здорово­го человека, с учетом половых и возрастных особенностей;

• научить применять знания об основных закономерностях, механизмах формирования целостных реакций организма и различных уровней их регуляции;

• привить студентам навыки физиологического мьпшления;

• сформировать системные знания о жизнедеятельности организма во-взаимосвязи с окружающей средой.

Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

• предмет, объект исследования, значение физиологии для медицины;

• разделы, этапы развития физиологии человека;

• закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем, механизмы регуляции, рассматриваемые с позиций общей физиологии, частной физиологии;

• сущность методов исследования различных функций человека, широко применяемых в практической медицине;

Уметь:

• объяснять принципы наиболее важных методик исследова ия функ­ций здорового организма (ЭКГ, ЭЭГ, основные методики тестирования для определения психологических свойств личности);

• объяснять информационную ценность различных показателей (кон­стант) и механизмы регуляции деятельности целого организма;

• самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литерату­рой;

• анализировать информацию, полученную в ходе экспериментальных наблюдений, определять ее значимость для характеристики состояния ор­ганизма и его отдельных систем;

• понимать сложность многоуровневой иерархической структуры фи­зиологических процессов, их взаимосвязь и взаимовлияние.

Владеть навыками:

· проведения общего анализа крови;

· спирометрии, определения минутного объема дыхания;

· пальпации артериального пульса;

· измерения артериального давления по методу Короткова;

· определения должного основного обмена с помощью таблиц;

· термометрия

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:

Пререквизиты: школьный курс биологии, анатомии и физиологии че­ловека.

Постреквизиты: основы общей патологии, микробиология, основы се­стринского дела, оценка состояния здоровья, сестринское дело по направ­лениям.

Модульный план

№ пп Тема Количество часов
Лекции Практика СРСП СРС
Кредит 1
  Введение. Опорно – двигательный аппарат.        
  Пищеварительная система        
  Дыхательная система. Кровь        
  Рубежный контроль   -   -
  Всего:        
Кредит 2
  Сердечно – сосудистая система        
  Мочеполовая система        
  Нервная система. Органы чувств. Эндокринная система        
  Рубежный контроль       -
  Всего:        
  Итого:        
             

Тематический план лекционных занятий

Наименование темы Методы проведения Количество часов
Кредит 1
  Введение в курс нормальной физиологии. Функциональные особенности возбудимых структур. Возбуждение и торможение в ЦНС. Обзорная  
  Функции пищеварительного аппарата. Пищеварение в различных отделах ЖКТ. Обмен веществ и энергии Терморегуляция и ее механизмы регуляции Обзорная  
  Физиология дыхания. Функциональная система, обеспечивающая постоянство газов крови. Физико-химические свойства крови. Обзорная  
ВСЕГО:  
Кредит 2
  Физиологические свойства сердечной мышцы. Параметры гемодинамики. Обзорная  
  Физиология выделения. Обзорная  
  Общая физиология ЦНС. Физиология вегетативной нервной системы. Архитектура целостного поведенческого акта с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. Обзорная  
  Общие свойства анализаторов. Частная физиология анализаторов. Общая физиология желез внутренней секреции Обзорная  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  

Тематический план практических занятий

Наименование темы Методы проведения Кол-во часов
Кредит 1
  Механизмы возникновения возбуждения Теоретический разбор материала  
  Механизмы проведения возбуджения Теоретический разбор материала  
  Нервно – мышечные синпсы. Медиаторы Теоретический разбор материала  
  Особенности пищеварения в ротовой полости и желудке Теоретический разбор материала  
  Особенности пищварения в тонком кишечнике Теоретический разбор материала  
  Сущность обмена белков, жиров, углеводов Теоретический разбор материала  
  Основной обмен и его значение Теоретический разбор материала  
  Дыхательный коэффициент и его физиологическое значение Регуляция процессов теплообмена и обмена веществ Теоретический разбор материала  
  Стадии дыхания и их харатеристики Теоретический разбор материала  
  Состав и свойства крови Теоретический разбор материала  
  Функции лейкоцитов Теоретический разбор материала  
  Принципы деления групп крови и Rh – фактор Теоретический разбор материала  
ВСЕГО:  
Кредит 2
  Гемодинамика Теоретический разбор материала  
  Функции проводящей системы сердца Теоретический разбор материала  
  Канальцевая реабсорбция Теоретический разбор материала  
  Клубочковая фильтрация Теоретический разбор материала  
  Механизмы мочеиспускания Теоретический разбор материала  
  Физиология спинного мозга Теоретический разбор материала  
  Физиология ствола мозга Теоретический разбор материала  
  Нервный центр. Теоретический разбор материала  
  Формирование и виды памяти Теоретический разбор материала  
  Физиология органов зрения, слуха и равновесия Теоретический разбор материала  
  Физиологическое значение ЖВС – гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы Теоретический разбор материала  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  

Тематический план СРСП

Наименование темы Методы проведения Кол-тво часов
Кредит 1
  Общие свойства возбудимых тканей. Парабиоз Составление графологической структуры  
  Потенциал действия. Потенциал покоя Зарисовка в альбом  
  Особенности пищеварения в толстом кишечнике Презентауия  
  Пищеварительные соки и их физиологическое значение Реферат  
  Сущность обмена воды и минеральных солей Составление сравнительной таблицы  
  Регуляция обмена белков, жиров, углеводов Составление графологической структуры  
  Нейрогуморальная регуляция дыхательного центра Реферат  
  Давление в плевральной щели Траспорт газов кровью Составление сравнительной таблицы  
  Понятие свертывающей и противосвертывающей систем. Осмотическое давление крови Работа в малых группах  
  Пневмотахиметрия Слайд шоу  
  Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха Презентация  
  Основные принципы переливания крови Презентация  
  Коагуляционный гемастаз Презентация  
  Плазменные факторы свертывания крови. Фибринолиз Зарисовка в альбом  
  Рубежный контроль Тестирование  
ВСЕГО:  
Кредит 2
  Физиологические свойства сердечной мышцы Зарисовка в альбом  
  Механизмы потоотделения и его физиологическое значение Зарисовка в альбом  
  Роль юкста – гломерулярного аппарата в организме человека Реферат  
  Физиология промежуточного мозга Составление сравнительной таблицы  
  Координация движений Работа в малых группах  
  Механизмы образования условных рефлексов Презентация  
  Физиология вкусовой, обонятельной и тактильной рецепции Составление графологической структуры  
  Механизмы образования дальнозоркости и близорукости Работа в малых группах  
  Физиологическое значение ЖВС – надпочечники, поджелудочная железа, половые железы Составление графологической структуры  
  Роль эмоций, классификация биоритмов, сознание Составление сравнительной таблицы  
  Функциональные особенности деятельности отделов вегетативной нервной системы Портфолио  
  Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция) Тезисный конспект  
  Переработка соматосенсорной информации Слайд шоу  
  Физиологическая роль ЖВС. Понятие гипо- и гиперфункции ЖВС Составление сравнительной таблицы  
  Рубежный контроль Тестирование  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  

Тематический план СРС

Наименование темы Методы проведения Кол-тво часов
Кредит 1  
  Биоэлектрические явления в живых тканях Доклад  
  Физиологические особенности скелетной мускулатуры Тезисный конспект  
  Обмен веществ при возбуждении Тезисный конспект  
  Утомление мышцы Доклад  
  Физиологические особенности гладких мышц Потфолио  
  Мышечные сокращения Анализ литературных источников  
  Химические медиаторы Портфолио  
  Методы исследования желудочно – кишечного тракта Доклад  
  Методы исследования энергозатрат Анализ литературных источников  
  Физиологическое значение метаболизма и его стадии Доклад  
  Рациональное питание и его физиологическое значение Реферат  
  Понятие о витаминах и их значение для организма Реферат  
  Особенности дыхания при пониженном атмосферном давлении Портфолио  
  Особенности дыхания при повышенном атмосферном давлении Портфолио  
  Спирометрия. Дыхательные объемы Тезисный конспект  
ВСЕГО:  
Кредит 2
  Сердечный цикл и его фазы Тезисный конспект  
  Механические и звуковые проявления сердечной деятельности Доклад  
  Механизмы движения крови и лимфы по сосудам Доклад  
  Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов Доклад  
  Состав и свойства мочи Тезисный конспект  
  Водное отравление и обезвоживание Реферат  
  Нейрогуморальная регуляция работы почек Тезисный конспект  
  Последствия удаления почки и искусственная почка Доклад  
  Возрастные особенности структуры и функции почек Портфолио  
  I – II сигнальные системы Анализ литературных источников  
  Типы высшей нервной деятельности Анализ литературных источников  
  Отличие условных рефлексов от безусловных рефлексов Доклад  
  Торможение условных рефлексов Тезисный конспект  
  Физиология сна Портфолио  
  Особенности физического и умственного труда Анализ литературных источников  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: