Физиология одна из биологических наук, без изучения которой невозможно подготовить будущих медицинских сестер на высоком уровне. Физиология изучает процессы жизнедеятельности живого организма, его органов и тканей клеток и структурных элементов клеток, а также видовое и индивидуальное развитие функций, их взаимосвязь и изменения в разных условиях внешней среды и при различных состояниях организма.
Основная цель курса – приобретение учащимися глубоких знаний по физиологии для успешного усвоения клинических дисциплин и профессиональной дальнейшей деятельности.
Задача настоящего курса состоит в том, чтобы учащиеся знали и глубоко понимали закономерности жизнедеятельности организма целого, чтобы они смогли осознанно вмешиваться в процессы жизнедеятельности с целью изменения в нужном для человека направлении. Отсюда огромное практическое знание физиологии как важнейшего звена в системе медицинских знаний.
При преподавании физиологии необходимо постоянно искать и совершенствовать эффективные методики по оптимизации учебного процесса, направленных на получение учащимися достаточного уровня знаний, умений, навыков для освоения последующих этапов в подготовке современной медицинской сестры.
Нормальная физиология относится к биологическим наукам, которая наряду с другими общемедицинскими предметами являются базовым в подготовке медицинских сестер.
Цель предмета – дать достаточный объем знаний о функциях живого организма во взаимной связи с учетом воздействия факторов внешней среды, а также о механизмах регуляции этих функций. Основная задача физиологии – научить учащихся разбираться в общих закономерностях физиологических функций организма человека. Необходимо научить будущих медицинских сестер успешно проводить профилактические мероприятия и грамотному уходу за больными, развивать у них логическое творческое мышление и умение правильно осмысливать, анализировать наблюдаемые явления в процессе своей профессиональной деятельности.
Знания, полученные при изучении физиологии необходимы для успешного освоения последующих дисциплин – патологической анатомии и физиологии, микробиологии, биохимии и др. Изучение предмета должно идти с учетом современных достижений в физиологии и смежных с ним дисциплин.
Хорошее знание анатомии и физиологии необходимо для становления современной медицинской сестры как высокопрофессионального медицинского специалиста среднего звена.
Подбор тем лекций и практических занятий должен соответствовать профилю подготовки специалистов с учетом их будущей профессии.
Тематический план лекционных занятий
| № | Наименование темы | Методы проведения | К-во часов |
| Кредит 1 | |||
| Введение в курс нормальной физиологии. Функциональные особенности возбудимых структур. Возбуждение и торможение в ЦНС. | Обзорная | ||
| Функции пищеварительного аппарата. Пищеварение в различных отделах ЖКТ. Обмен веществ и энергии Терморегуляция и ее механизмы регуляции | Обзорная | ||
| Физиология дыхания. Функциональная система, обеспечивающая постоянство газов крови. Физико-химические свойства крови. | Обзорная | ||
| ВСЕГО: | |||
| Кредит 2 | |||
| Физиологические свойства сердечной мышцы. Параметры гемодинамики. | Обзорная | ||
| Физиология выделения. | Обзорная | ||
| Общая физиология ЦНС. Физиология вегетативной нервной системы. Архитектура целостного поведенческого акта с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. | Обзорная | ||
| Общие свойства анализаторов. Частная физиология анализаторов. Общая физиология желез внутренней секреции | Обзорная | ||
| ВСЕГО: | |||
| ИТОГО: |
| Кредит 1 | |||
| Механизмы возникновения возбуждения | Теоретический разбор материала | ||
| Механизмы проведения возбуджения | Теоретический разбор материала | ||
| Нервно – мышечные синпсы. Медиаторы | Теоретический разбор материала | ||
| Особенности пищеварения в ротовой полости и желудке | Теоретический разбор материала | ||
| Особенности пищварения в тонком кишечнике | Теоретический разбор материала | ||
| Сущность обмена белков, жиров, углеводов | Теоретический разбор материала | ||
| Основной обмен и его значение | Теоретический разбор материала | ||
| Дыхательный коэффициент и его физиологическое значение. Регуляция процессов теплообмена и обмена веществ | Теоретический разбор материала | ||
| Стадии дыхания и их харатеристики | Теоретический разбор материала | ||
| Состав и свойства крови | Теоретический разбор материала | ||
| Функции лейкоцитов | Теоретический разбор материала | ||
| Принципы деления групп крови и Rh – фактор | Теоретический разбор материала | ||
| ВСЕГО: | |||
| Кредит 2 | |||
| Гемодинамика | Теоретический разбор материала | ||
| Функции проводящей системы сердца | Теоретический разбор материала | ||
| Канальцевая реабсорбция | Теоретический разбор материала | ||
| Клубочковая фильтрация | Теоретический разбор материала | ||
| Механизмы мочеиспускания | Теоретический разбор материала | ||
| Физиология спинного мозга | Теоретический разбор материала | ||
| Физиология ствола мозга | Теоретический разбор материала | ||
| Нервный центр. | Теоретический разбор материала | ||
| Формирование и виды памяти | Теоретический разбор материала | ||
| Физиология органов зрения, слуха и равновесия | Теоретический разбор материала | ||
| Физиологическое значение ЖВС – гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы | Теоретический разбор материала | ||
| ВСЕГО: | |||
| ИТОГО: |
Тематический план практических занятий
Тематический план СРСП
| № | Наименование темы | Методы проведения | К-во часов | |
| Кредит 1 | ||||
| Общие свойства возбудимых тканей. Парабиоз | Работа в малых группах | |||
| Потенциал действия. Потенциал покоя | Работа в малых группах | |||
| Особенности пищеварения в толстом кишечнике | Работа в малых группах | |||
| Пищеварительные соки и их физиологическое значение | Работа в малых группах | |||
| Сущность обмена воды и минеральных солей | Работа в малых группах | |||
| Регуляция обмена белков, жиров, углеводов | Работа в малых группах | |||
| Нейрогуморальная регуляция дыхательного центра | Работа в малых группах | |||
| Давление в плевральной щели Траспорт газов кровью | Работа в малых группах | |||
| Понятие свертывающей и противосвертывающей систем. Осмотическое давление крови | Работа в малых группах | |||
| Пневмотахиметрия | Анализ литературных источников | |||
| Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха | Тезисный конспект | |||
| Основные принципы переливания крови | Портфолио | |||
| Коагуляционный гемастаз | Тезисный конспект | |||
| Плазменные факторы свертывания крови. Фибринолиз | Тезисный конспект | |||
| Рубежный контроль | Тестирование | |||
| Всего: | ||||
| Кредит 2 | ||||
| Физиологические свойства сердечной мышцы | Работа в малых группах | |||
| Механизмы потоотделения и его физиологическое значение | Работа в малых группах | |||
| Роль юкста – гломерулярного аппарата в организме человека | Работа в малых группах | |||
| Физиология промежуточного мозга | Работа в малых группах | |||
| Координация движений | Работа в малых группах | |||
| Механизмы образования условных рефлексов | Работа в малых группах | |||
| Физиология вкусовой, обонятельной и тактильной рецепции | Работа в малых группах | |||
| Механизмы образования дальнозоркости и близорукости | Работа в малых группах | |||
| Физиологическое значение ЖВС – надпочечники, поджелудочная железа, половые железы | Работа в малых группах | |||
| Роль эмоций, классификация биоритмов, сознание | Анализ литературных источников | |||
| Функциональные особенности деятельности отделов вегетативной нервной системы | Портфолио | |||
| Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция) | Тезисный конспект | |||
| Переработка соматосенсорной информации | Анализ литературных источников | |||
| Физиологическая роль ЖВС. Понятие гипо- и гиперфункции ЖВС | Анализ литературных источников | |||
| Рубежный контроль | Тестирование | |||
| ВСЕГО: | ||||
| ИТОГО: | ||||
Тематический план СРС
| № | Наименование темы | Методы проведения | К-во часов |
| Кредит 1 | |||
| Биоэлектрические явления в живых тканях | Доклад | ||
| Физиологические особенности скелетной мускулатуры | Тезисный конспект | ||
| Обмен веществ при возбуждении | Тезисный конспект | ||
| Утомление мышцы | Доклад | ||
| Физиологические особенности гладких мышц | Потфолио | ||
| Мышечные сокращения | Анализ литературных источников | ||
| Химические медиаторы | Портфолио | ||
| Методы исследования желудочно – кишечного тракта | Доклад | ||
| Методы исследования энергозатрат | Анализ литературных источников | ||
| Физиологическое значение метаболизма и его стадии | Доклад | ||
| Рациональное питание и его физиологическое значение | Реферат | ||
| Понятие о витаминах и их значение для организма | Реферат | ||
| Особенности дыхания при пониженном атмосферном давлении | Портфолио | ||
| Особенности дыхания при повышенном атмосферном давлении | Портфолио | ||
| Спирометрия. Дыхательные объемы | Тезисный конспект | ||
| ВСЕГО: | |||
| Кредит 2 | |||
| Сердечный цикл и его фазы | Тезисный конспект | ||
| Механические и звуковые проявления сердечной деятельности | Доклад | ||
| Механизмы движения крови и лимфы по сосудам | Доклад | ||
| Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов | Доклад | ||
| Состав и свойства мочи | Тезисный конспект | ||
| Водное отравление и обезвоживание | Реферат | ||
| Нейрогуморальная регуляция работы почек | Тезисный конспект | ||
| Последствия удаления почки и искусственная почка | Доклад | ||
| Возрастные особенности структуры и функции почек | Портфолио | ||
| I – II сигнальные системы | Анализ литературных источников | ||
| Типы высшей нервной деятельности | Анализ литературных источников | ||
| Отличие условных рефлексов от безусловных рефлексов | Доклад | ||
| Торможение условных рефлексов | Тезисный конспект | ||
| Физиология сна | Портфолио | ||
| Особенности физического и умственного труда | Анализ литературных источников | ||
| ВСЕГО: | |||
| ИТОГО: |
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Физиология человека, В.М. Покровский., Г.Ф. Коротько, М., 2004.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002.
3. Руководство по общей и клинической физиологии. В.И.Филимонов, МИА, 2002, 957 стр.
4. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Дополнительная:
1. «Основы физиология человека», 1 и 2 том, Б.И.Ткаченко, С.-Петербург, 1994г.
2. Атлас по нормальной физиологии А.В.Коробков, С.А.Чеснокова, Москва, Высшая школа, 1987.
3. Справочник физиологических и лабораторных показателей здорового человека. А. А. Утепбергенов, 1995.
4. Физиология человека. Под ред. М.Покровского, Г.Ф.Коротько, в двух томах, М., 2001, 368 с.
5. Рахишев А.Р. Русско-казахский толковый словарь медицинских терминов. (каз., русс.), А-Ата, 2002, 550 б.






