Характеристика уровней построения движений в нервной системе человека

Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигат. задача, тем более высоким яв-ся «уровень построения движения» и тем более высокие уровни НС приним. участие в решении этой задачи и реализации соответ. движений. Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять осн. уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

Самый древ. в филогенетическом отношении - уровень А, к-ый называется уровнем «палеокинетических регуляций», или руброспинальным, по названию анатомических «субстратов», к-ые отвечают за построение движений на этом уровне: «красное ядро» выступает «высшей» регулирующей инстанцией этого уровня построения движений, к к-му имеют отношение и др. подкорковые структуры. С-ма данных структур обеспеч. поступление и анализ проприоцептивной информации от мышц, удержание определ. позы, нек-ые быстрые ритмические вибрационные движения, а также ряд непроизвольных движений. Уровень А у ч-ка практически никогда не бывает ведущим уровнем построения движений.

Второй - уровень В - называется также уровнем «синергии и штампов», или таламо-паллидарным уровнем, поскольку его анатомическим субстратом яв-ся «зрительные бугры» и «бледные шары». Он отвечает за так называемые синергии, т.е. высокослаженные движения всего тела, за ритмические и циклические движения типа «ходьбы» у младенцев, «штампы» — например, стереотипные движения типа наклонов, приседаний. Этот уровень обеспеч. анализ информации о расположении отдел. конечностей и мышц безотносительно к конкретным условиям осущ-ия соответ. движений. Этот уровень отвечает также за автоматизацию различных двигат. навыков, выразительную мимику и эмоционально окрашенные пантомимические движения.

Уровень С, называемый уровнем пространственного поля, или пирамидно-стриальным, поскольку его анатомическим субстратом выступают уже нек-ые корковые структуры, образующие так называемые пирамидные и экстрапирамидные с-мы, обеспечивает ориентацию субъекта в пространстве. Движения, выполняемые на данном уровне, носят отчетливо целевой х-р: они ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. Соответ. они имеют начало, середину и конец. Таковы, к примеру, плавание, прыжки в длину, высоту, вольные акробатические упражнения, движения рук машинистки или пианиста по клавиатуре, движения наматывания, т.е. такие, где требуется учет «пространственного поля».

Еще более высоким уровнем яв-ся уровень D, называемый также теменно-премоторным, поскольку его анатомическим субстратом яв-ся исключительно кортикальные структуры в теменно-премоторных областях. Он называется также уровнем предметных действий, поскольку обеспеч. взаимодействие с объектами в соответ. с их предметными значениями. Примеры движений: питье из чашки, снятие шляпы, завязывание галстука, изображение домика или человека.

Уровень Е (Н. А. Бернштейн говорил, что этот уровень наименее изучен в физиологии активности,-возможно, это даже не один, а несколько уровней) отвечает за «ведущие в смысловом отношении координации речи и письма», к-ые объединены уже не предметом, а отвлеченным заданием или замыслом. Таковы, например, речевые и др. движения читающего лекцию преподавателя, танец балерины и т.п. Здесь речь уже идет о передаче научных знаний или замысла художника, что предполагает исключительно произвольный уровень регуляции разворачивающихся действий. Анатомический субстрат движений данного уровня еще не вполне изучен, хотя Н. А. Бернштейн подчеркивал несомненное участие в произвольной регуляции движений лобных долей коры головного мозга, ссылаясь на работы А. Р.Лурия.

Как правило, в построении действий ч-ка принимают участие структуры всех уровней, хотя иногда более простые движения регулируются лишь низшими уровнями. В принципе одно и то же движение может строиться на различных уровнях, если включается в решение разных задач. Из вышеизложенного понятно, что концепция неклассической физиологии Н.А. Бернштейна помогает подойти к диалектическому решению психофизиологич. проблемы. Анатомо-физиологические структуры здесь всего лишь инструменты для реализации задач де-ти субъекта. То, какие именно структуры участв. в обеспеч. построения движений ч-ка, зависит от того,какое место занимает это движение в структуре д-ти субъекта, какой смысл оно имеет для него. Образно говоря, мозг и НС - инструмент, с помощью к-го ч-к «проигрывает мелодии своей жизни».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: