Общая характеристика влияния физической культуры на психоэмоциональное и функциональное состояние в экзаменационный период

Влияние физической культуры на психоэмоциональное и функциональное состояние студентов в экзаменационный период

 

 

Выполнила студентка группы ББ-302
Степанова Дарья Сергеевна
Проверила старший преподаватель

Салькова Наталья Александровна

 

Челябинск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Оптимальные физические упражнения в экзаменационный период. 4

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 


 

ВВедение

Для нормальной деятельности мозга необходимо, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу может отключиться от нее, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается значительное время и после завершения ее. Так, напряженная умственная работа непосредственно перед отходом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуационным сновидениям, когда человек даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, а также многих других физических упражнений, выполняемых с умеренной интенсивностью. Не менее важно и состояние мускулатуры человека, которая "помогает" нервной системе справиться с интеллектуальными нагрузками. Поэтому для успешной умственной работы необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело.


Оптимальные физические упражнения в экзаменационный период

 

Общая характеристика влияния физической культуры на психоэмоциональное и функциональное состояние в экзаменационный период

 

Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием и физическим здоровьем. На этом и основывается метод психофизической тренировки – специальная система занятий, в основу которой положена определенная физическая нагрузка – несложные спортивные упражнения в сочетании с приемами психической регуляции.

По данным многих авторов студенты с низкой физической работоспособностью не справляются с психоэмоциональными перегрузками и либо уходят из вуза, либо, напрягая все свои возможности, пытаются учиться, приводя к срыву адаптационные системы в организме. Вместе с тем, учеными доказано, что повышение физической работоспособности взаимосвязано с повышением переработки информации, синхронизацией систем мозга, улучшением качества принятия решения, повышением стрессоустойчивости к эмоциональным факторам экзаменационного периода. Это происходит за счет увеличения газообменной эффективности вентиляции и кровообращения в момент мышечной деятельности, что создает нужное вегетативное обеспечение как физической, так и умственной деятельности. В конечном счете оптимальная работа органов, ясность мышления, точность движений, продолжительность жизни и активное долголетие – результат оптимального притока в ЦНС афферентных импульсов слаженного действия скелетной мускулатуры.

Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные циклические упражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.

Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях в период экзаменов позволили зафиксировать повышенные трудности при овладении техникой новых упражнений - в 1,5-2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этом у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, сознательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

В экзаменационный период находят применение все формы занятий физическими упражнениями, характерные для учебной деятельности: физкультурные паузы и малые формы активного отдыха в процессе работы по подготовке к экзаменам, учебно-тренировочные и другие занятия в перерывах и после работы. Вместе с тем, в данный период физические упражнения приносят положительный эффект только при соблюдении ряда условий.

Во-первых, большинство упражнений в перерывах и после работы должно выполняться в зоне малой мощности, т. е. при ЧСС 130-140 уд/мин.

Во-вторых, как можно больше мышечных групп должно вовле­каться в активное состояние.

В третьих, нагрузка по возможности не должна быть монотонной.

В четвертых, упражнения должны приводить к невысокому, но в то же время ощутимому утомлению.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: