Вопрос 1. Лесные ресурсы РФ и транспорт

Билет №1.

Вопрос 1. В России существуют одновременно несколько типов и уровней административно-территориального деления:

  • субъекты Российской Федерации;..
  • федеральные округа;
  • экономические районы.

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

  • Центральный федеральный округ
  • Южный федеральный округ
  • Северо-Западный федеральный округ
  • Дальневосточный федеральный округ
  • Сибирский федеральный округ
  • Уральский федеральный округ
  • Приволжский федеральный округ
  • Северо-Кавказский федеральный округ

В настоящее время органами статистики России используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.[1] Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) поддерживается Минэкономразвития России[2].

Список экономических районов:

  • Центральный
  • Центрально-Черноземный
  • Восточно-Сибирский
  • Дальневосточный
  • Северный
  • Северо-Кавказский
  • Северо-Западный
  • Поволжский
  • Уральский
  • Волго-Вятский
  • Западно-Сибирский

Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ - республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе С. РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами. Так, из всех С. РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие С. РФ должны принимать уставы соответствующего С. РФ.

Вопрос 2. Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, ис­то­ри­чес­ки сло­жив­шая­ся на­ци­ональ­ная еди­ная транс­порт­ная комму­ни­ка­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в Арк­ти­ке.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен за­пад­ны­ми вхо­да­ми в но­во­зе­мель­ские про­ливы и ме­ри­диа­ном, про­хо­дя­щим на се­вер от мы­са Же­ла­ния, и на вос­то­ке в Бе­рин­го­вом про­ли­ве па­рал­лель­ю 66 гра­ду­сов се­вер­ной ши­ро­ты и ме­ри­диа­ном 168 гра­ду­сов 58 ми­нут 37 се­кунд за­пад­ной дол­го­ты. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

Главное препятствие для прохода судов — лёд. Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.

Грузы, преимущественно, завозят: из Мурманска <197> в Нарьян-Мар,

Дудинку; из Владивостока, Находки, Ванино <197> в Корсаков, Магадан,

Петропавловск-Камчатский, в Певек.

Мурманск, Ванино, Владивосток, Находка, Магадан, Петропавловск <197>круглогодичные порты. Остальные порты навигабельны, как правило, с июля-августа по сентябрь-октябрь.

Билет №2.

Вопрос 1. Северный завоз - комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего СевераСибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона.

Северный завоз как феномен обусловлен тремя причинами:

  • отсутствием в районах Крайнего Севера собственной производственной базы большинства промышленных и многих сельскохозяйственных товаров;
  • удалённостью основных промышленных районов на многие тысячи километров, что затрудняет и делает очень дорогой для частных юридических и физических лиц самостоятельную доставку товаров даже в летние месяцы;
  • полным отсутствием инфраструктуры, кроме воздушного или морского сообщения, в большинстве районов Крайнего Севера.

Более общей причиной являются крайне трудные природно-климатические условия в районах Крайнего Севера. В этих условиях единственно возможной является централизованная закупка и транспортировка товаров из южных областей России в районы Крайнего Севера. Эту обязанность как в СССР, так в современной России осуществляет государство за счет средств федерального бюджета и силами региональных и местных властей. Объем северного завоза традиционно исчисляется в денежном, а не в натуральном выражении. Завоз производится преимущественно воздушным транспортом, а также речным и морским, в том числе с использованием Северного Морского пути.

Вопрос 2. Балтийский морской бассейн. Порты – Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг, Высоцк, Калининград, Балтийск. Проблемы – лед, невыгодное положение в сравнении со странами Балтии, ж\д подходы не развиты, мор. Канал. Навигация – круглогодичная с ледокольной проводкой. Грузы – в каботажном грузовом сообщении перевозят минеральные строительые материалы, нефтяные грузы, лес, руду, машины и оборудование, в большом каботаже – нефтяные грузы.

Билет №3.

Вопрос1. Влияние природных условий на транспорт. Примеры. Ну тут ничего нет нигде, поэтому приблизительно: замерзание льдов, подразумевающее ледокольную проводку, соответственно и затраты на это, кое-где (на Крайнем севере) и с ледокольной проводкой все равно не круглогодичная навигация. А чего еще, хз, сами придумывайте.

Зависимость транспорта от природных условий территории велика и многообразна. Однако по мере развития нтр она приобретает новые формы. Для развития сухопутного транспорта уже не служат непреодолимым препятствием крупные горные и речные преграды, пустыни, тропические леса и даже морские проливы. Исправление «ошибок» природы с помощью сооружения искусственных водных путей оказывает большое влияние на развитие водного транспорта. Вместе с тем растет и oтрицательное воздействие тpaнспорта на окружающую среду.

При этом различные виды тpaнспорта имеют как бы свою специализацию. Главный загрязнитель атмосферы - автомобильный транспорт: в крупных городах на нeгo приходится 2/3 всех выбросов в воздушный бассейн. Воздушный транспорт также загрязняет атмосферу шлейфами многих тысяч самолетов, железнодорожный - твердыми частицами, особенно при паровоз ной тяге. Все эти виды транспорта создают «шумовое загрязнение», сухопутные при водят к отчуждению земель. Водный транспорт служит одним из главных источников загрязнения гидросферы. Более вceгo загрязнены нефтью те акватории, где проходят главные морские нефтяные трассы.

Во многих странах применяются строгие меры по защите окружающей среды от загрязнения транспортными средствами. Уменьшается доля свинца в aвтомобильном бензине, начинается использование электромобилей, водородного, газового топлива, поездов на воздушной подушке.

Вопрос 2. Северный морской бассейн. Главные экспортные порты: Мурманск, Архангельск, Игарка. Сравнительно небольшой экспорт древесины идет через порты Нарьян-Мар, Мезень, Онега, Кемь, Умба. Кандалакша Мурманск – незамерзающий. Грузы – углеводородное сырье и металлы. Проблемы – замерзание (вне гольфстрима), даже с помощью атомного ледокола июнь-июль до ноября, мелководные проливы, эксплуатационные расходы высоки (страховка, таможня, доп.риски, ледоколы).

Билет №4.

Вопрос 1. Географические закономерности размещения единой транспортной системы. Социально-экономические факторы: размешщение объектов пр-ва, размещение прир. Ресурсов, рекреация и туризм. Природные условия (Крайний север не особо – дорого). Геополитика – положение в транссистемах, МТК. Сплошное экономическое освоение. Выборочное экономическое освоение. Специфика деятельности.

Географические закономерности размещения единой транспортной системы. Социально-экономические факторы: размешщение объектов пр-ва, размещение прир. Ресурсов, рекреация и туризм. Природные условия (Крайний север не особо – дорого). Геополитика – положение в транссистемах, МТК. Сплошное экономическое освоение. Выборочное экономическое освоение. Специфика деятельности – добыча углеводородного сырья, осовоение лесных ресурсов, рекреационное осовоение. Место в мировой транспортной системе – коридоры Север-Юг, Запад-Восток, Большое европейское водное кольцо.

МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением грузов и пассажиров), занято в мире более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети (без морских трасс) превышает 35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому. Региональные транспортные системы характерны для Сев. Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Юж. Азии, Юго-Зал. Азии, Латинской Америки, Австралии.

Вопрос 2. Дальневосточный морской бассейн. Условия навигации – муссонный климат. Большое влияние оказывает холодное Курильское течение, проходящее от Берингова моря на юг вдоль Камчатки и Курильских островов. Также сейсмическая деятельность – нередкие землетрясения. Плавучие льды усложняют навигацию в Беринговом и Охотском морях. Используют мощные линейные ледоколы. Моря – Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Крупнейшие порты – в Приморском крае – Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, в Хабаровском – Ванино, на Сахалине – Холмск и Корсаков, на Крайнем севере – Магадан, на Камчатке – Петропавловск-Камчатский. Внешнеторговая роль – заканчивается (начинается) коридор Запад-Восток, выход на Северный Морской путь.

Билет №5.

Вопрос 1. Водные ресурсы РФ и транспорт. В «Основах водного законодательства России» водные ресурсы страны:

- реки, озера, водохранилища, дру­гие поверхностные, в том числе искусственные, водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов;

- подземные воды и ледники;

- внутренние моря и другие морские воды России;

- территориальные воды (12 морских миль). Особенно большое значение имеют поверхностные воды, прежде всего реки и пре­сные озера, водохранилища.

Суммарный объем речного стока на территории России — 4270 км3 в год, что составляет почти десятую часть стока всех рек мира. По этому показателю Россия занимает второе место по­сле Бразилии. В России водообеспеченность — удельная расчет­ная величина, получаемая от деления величины естественного среднего годового стока на общую площадь (получаем объем реч­ного стока на единицу территории) — 250 тыс. м3 в год, что значительно меньше, чем в ряде развитых стран (например, она в три раза меньше, чем в Бразилии и Норвегии, меньше, чем в Индии, и примерно равна водообеспеченности США, КНР, Кана­ды). Но в расчете на 1 жителя в России приходится 30 тыс. м3 в год, что существенно больше, чем во многих странах мира, но меньше, чем в Австралии с Океанией и в Южной Америке (в тыс. м3: в мире — 9,0; в Европе — 4,6; в Азии — 5,2).

Всего на территории России протекает около 120 тыс. рек дли­ною более 10 км каждая, их общая протяженность достигает 2,3 млн км, имеется 2 млн пресных и соленых озер, 40 больших водохранилищ (каждое объемом более 1 км3). Речной сток неравномерно рас­пределен по территории страны. 90% поверхностных вод Рос­сии относится к бассейнам Ледовитого и Тихого океанов, в ко­торые впадают самые крупные реки Енисей, Лена, Обь, Амур.

В России выделяют три зоны водообеспеченности:

А. высокой — все северные регионы, Дальний Восток;

Б. средней — Центр, Урал, юг Западной Сибири, Восточная Сибирь;

В. низкой — Ставрополье, Заволжье, Нижнее Поволжье, в Западной Сибири Барабинская низ­менность, Забайкалье, Центральная Якутия.

В зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения нахо­дятся 80% пашни России.

Основным потребителем пресной воды в нашей стране явля­ется производственный несельскохозяйственный сектор, затем следуют сельскохозяйственный сектор, на­селение, прочие пользо­ватели.

Использование водных ресурсов рек требует более экономного отношения к ним. Нужно учитывать ряд негативных обстоя­тельств: 1) неравномерность распределения речного стока по тер­ритории страны, по сезонам года, по годам; 2) многие южные регионы европейской части страны имеют невысокую обеспеченность водными ресурсами (а именно они обладают наи­более плодородными почвами); 3) происходит снижение водности рек южной части страны; 4) наибольшее использование речного стока приходится именно на наименее обеспеченные водой райо­ны страны; продолжается загрязнение вод рек; 5) продолжается деградация малых рек; 6) неравномерность распределения осад­ков по территории страны.

Большую значимость для страны имеет ее обеспеченность гид­роэнергетическими ресурсами. По обеспеченности гидропотенциалом Россия занимает второе место в мире (первое — Китай). Гидроэнергетические ресурсы по тер­ритории страны распределяются неравномерно. К востоку от Урала сосредоточено 90% технического гидропотенциала страны.

Кроме рек значительные запасы пресной воды сосредоточены в крупнейших озерах и водохранилищах. Реки и озе­ра играют важную средообразующую роль. Потенциалом рекреационных водных ресур­сов обладают более 40 тыс. рек и свыше 50 тыс. озер.

Вопрос 2. Азовский морской бассейн.

Через Черноморско-Азовский морской бассейн обеспечивается выход в страны Европы и Средиземное море. Бассейн объединяет Черное и Азовское моря, соединенные Керченским проливом, и выходит в Средиземное море через пролив Босфор, Мраморное море, и пролив Дарданеллы. В черное море впадают такие реки, как Дунай, Днепр, Днестр, Южный Буг, это транспортные коммуникации. Дунай – крупнейшая трансп. Магистраль. Порты – Новороссийск,Туапсе, Азов, зарубежные – Констанца (Румыния), Одесса, Ильичевск, Николаев, Херсон, Мариуполь, Бердянск, Измаил, Рении (Украина), Батуми, Супса, Поти (Грузия), Стамбул (Турция). Климат в северной части Черного моря умеренный, в южной – субтропический. Ледяной покров появляется к северц от линии порт Костанца – м. Тарханкут, но продолжительность ледостава незначительна, а толщина льда (35-40 см), позволяется даже в районах ледостава поддреживать круглогодичную навигацию. Штормы только зимой, 3-5 дней в месяц.

Билет №6.

Вопрос 1. Лесные ресурсы РФ и транспорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: