Типология стран мира по экономическому потенциалу, историко-геогр. и этническим показателям

На современной политической карте мира насчитывается более 230 стран. Подавляющее большинство стран мира - суверенные государства.

В настоящее время по типологии, которая учитывает уровень и характер социально—экономического и политического развития выделяют три группы стран мира:
1) экономически развитые государства;
2) страны с переходной экономикой;
3) менее развитые страны (развивающиеся страны). К экономически высокоразвитым странам причислены Канада, США, Израиль, западноевропейские страны, Япония, Австралийский Союз, Новая Зеландия (зрелый уровень развития рыночных отношений, значительная роль в мировой экономике и политике, мощный научно—технический потенциал).

Страны мира различаются не только в социально-экономическом отношении, но и по другим параметрам — размерам территории (крупные, средние, небольшие государства), численности населения, географическому положению (внутриконтинентальные, приморские, островные), природно-ресурсному потенциалу, религиозным (страны, исповедующие ислам, буддизм, христианство и т. п.), историческим, этническим и другим признакам.

Крупнейшими странами мира по территории являются Россия (17,1 млн. кв. км), Канада (10,0 млн кв. км), Китай (9,6), США (9,4), Бразилия (8,5), Австралия (7,7), Индия (3,3), Аргентина (2,8), Судан (2,5), Заир (2,3).

Островные государства мира; в Европе - Великобритания, Ирландия, Исландия, Мальта; в Азии - Бахрейн, Бруней, Индонезия, Кипр, Мальдивы, Сингапур, Филиппины, Шри-Ланка, Япония; в Латинской Америке - Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Гаити, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Куба, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка; в Африке -- Кабо-Верде, Коморские острова, Маврикий, Мадагаскар, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова; в Океании — Вануату, Западное Самоа, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Палау, Папуа—Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Туваку, Фиджи.

По историко-географическим и этническим признакам выделяют, например, Скандинавские страны (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция), Балканские страны (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Румыния, Словения, Турция, Хорватия, Югославия), страны Ближнего Востока (Египет, Судан, Израиль, Иордания, Сирия, Турция, Кипр, Йемен, Ирак, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Ливан, Оман, Палестина, Саудовская Аравия) и Среднего Востока (эти же страны вместе с Ираном и Афганистаном), страны Большого Магриба, или Арабского Запада (Марокко, Алжир, Тунис, Мавритания, Ливия, Западная Сахара), Рейнские страны (Австрия, Германия, Лихтенштейн, Нидерланды, Франция, Швейцария) и др.
8. Страны с переходной экономикой

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  • Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
  • Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
  • Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.
9. Развивающиеся страны

Развивающиеся страны, или страны третьего мира характеризуются низким уровнем социально-экономического развития. Несмостря на их количество, огромную территорию и численность населения (80% населения Земли), на них приходится менее трети Валового мирового продукта.

Основными признаками развивающейся страны являются:

  • Колониальное или полуколониальное прошлое
  • Аграрно-сырьевая направленность экономики
  • Многоукладность экономики: доиндустриальный тип производства соседствует с индустриальным и постиндустриальным
  • Неоднородность социальной структуры общества
  • Низкое качество рабочей силы
  • Социальное напряжение
  • Зависимость от стран с развитой рыночной экономикой, в особенности от иностранных кредитов

К развивающиемся странам в основном относятся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Наиболее продвинутые в экономической смысле являются новые индустриальные страны (НИС), которые добились высоких темпов роста ВВП (более 7% в год) за счет эффективного использования национальных конкурентных преимуществ (избыток дешевой рабочей силы, географическое расположение) и целенаправленной перестройки экономики в пользу наукоемких технологий и услуг.

Принято выделять новые индустриальные страны:

  • Первой волны: Сянган (Гонконг), Южная Корея, Сингапур, Тайвань;
  • Второго поколения: Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;
  • Третьего поколения: Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  • Четвертого поколения: Филиппины, юг Китая;


10. Экономика стран СНГ и РФ

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

Статистические данные показывают, что в целом страны СНГ по состоянию на 2011 год представляют собой зону социального неблагополучия. Наиболее низкий уровень социального развития наблюдается в Кыргызстане и Таджикистане, в которых от 35 до 50 % населения имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, и в Молдове, Армении и на Украине, в которых около четверти населения имеют доходы ниже величины прожиточного минимума. При этом следует учитывать, что субъективный уровень бедности, определяемый на основании социологических опросов, часто оказывается существенным образом выше официального показателя: так, субъективный уровень бедности на Украине составляет 42 %, а официальный уровень — 28 %; в России разница ещё больше — соответственно 42 % и 13 %.

По состоянию на начало 2011 года общее число безработных в СНГ составляло приблизительно 9,2 млн человек (по методологии Международной организации труда), то есть около 6,7 % от экономически активного населения.

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год)[1][29]. По номинальному объёму ВВП за 2011 год Россия занимает 9-е место[3].

Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. В ходе экономических реформ в 1990-ых было приватизировано большинство промышленных предприятий. Между тем, защита прав собственности в России все еще слаба, и частный сектор подвергается значительному вмешательству со стороны государства.
Перемены начала 1990-х годов не могли не сказаться на экономике страны, в следствие чего ВВП России на протяжении более чем 5 лет постоянно снижался. После распада СССР, первый незначительный экономический рост в России произошел только в 1997 году. В 1997 году, однако, начался азиатский финансовый кризис, который отрицательно сказался на российской экономике. Это привело к тому, что в 1998 году Правительство России не смогло в полной мере обеспечить выплату по долгам, а последовавшее за этим резкое падение курса рубля значительно снизило и без того низкий уровень жизни простых граждан. Таким образом, 1998 год остался в истории как год кризиса и большого оттока капиталов из страны.

 

Несмотря на столь значительный спад, уже в 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста. Стабильный экономический рост в последние годы стал возможен, в первую очередь, благодаря высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в 2000-2001 годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны.
Российская промышленность прежде всего расколота между производителями конкурентоспособных на мировых рынках товаров - в 2009 году Россия была самым большим в мире экспортером природного газа, вторым по величине экспортером нефти, и третьим крупнейшим экспортером стали и первичного алюминия - и другими менее конкурентоспособными отраслями тяжелой промышленности, которые остаются в зависимости от российского внутреннего рынка. Эта зависимость от экспорта сырья делает Россию уязвимой от мировых экономических кризисов и очень изменчивых мировых цен на сырьевые товары. Правительство России с 2007 года приняло экономическую программу для уменьшения этой зависимости и создания высокотехнологичного сектора, однако результатами реализации данной программы похвастаться до сих пор нельзя.


11. История административно-территориального устройства России

Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами».
Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т. е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на волости и станы.
Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать новым потребностям.

В 1708 г. Петр I учредил восемь губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии - Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным.

Для обеспечения сохранности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно ближе и теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число которых практически удвоилось.

Коренные преобразования административно-территориальной сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г.

Начало осуществления административно-территориальной реформы относится к 1917 – 1922 гг. и связывается преимущественно с созданием новых национальных преобразований, т. е., по существу, с демонтажом старого районирования в целом, «индифферентного» к национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединявшая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие национальные образования.

Границы субъектов Российской Федерации по сравнению с границами субъектов РСФСР значительно не изменились. На 2007 Российская Федерация включает 86 субъектов: 21 республику, 7 краёв, 48 областей, 7 автономных округов, 1 автономную область и два города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург. Помимо этого в 2000 году территория России была разделена на 7 федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Республики, входящие в состав Российской Федерации, сформированы по национальному признаку. Крупнейшие по площади субъекты находятся в Сибири. Самыми густонаселёнными субъектами являются Москва и Московская область, далее следует Краснодарский край. Области и края сформированы по территориальному принципу. Центром каждой является областной или краевой центр, входящий в территориальную единицу (исключение - города федерального значения). Название области не всегда идентичны названию областного центра. Это объясняется тем, что после распада СССР некоторые города были переименованы. Например, центром свердловской области является Екатеринбург, а у Санкт-Петербурга расположена Ленинградская область.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: