Правила техники безопасности при работе с ПК

Системный блок компьютера желательно поставить в таком месте, чтобы он не подвергался толчкам и вибрациям. Недопустимо ставить на системный блок матричный принтер — возникающие при его работе вибрации могут повредить компьютер. Все кабели, соединяющие системный блок компьютера с другими устройствами, следует вставлять и вынимать только при выключенном компьютере. Хотя бы один раз в несколько месяцев следует открывать системный блок компьютера и удалять пылесосом накопившуюся там пыль и грязь.

 

Монитор

Монитор внешне напоминает телевизор (см. рис. 2.4.) и обычно располагается либо сверху на системном блоке либо рядом с ним.

 

Монитор (дисплей) предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации. Монитор работает под управлением специального аппаратного устройства — видео - адаптера, который предусматривает два возможных режима — текстовый и графический.

В текстовом режиме экран разбивается на 25 строк по 80 позиций в каждой строке (всего 2000 позиций). В каждую позицию (знакоместо) может быть выведен любой из символов кодовой таблицы — прописная или строчная буква латинского или русского алфавита, служебный знак ("плюс", "минус", "точка" и т. д.), символ псевдографики, а также графический образ почти каждого управляющего символа.

Основные характеристики изображения в графическом режиме - разрешающая способность видеоадаптера, т. е. количество точек, выводимых по горизонтали и вертикали, и число возможных цветов каждой точки. Разрешающая способность конкретного адаптера зависит от режима его работы. В типичных случаях EGA выводит на экран 640 точек по горизонтали и 350 строк, VGA — 640 точек и 480 строк, SVGA — 640х480, 800х600, 1924х768. Число возможных цветов каждой точки (палитра) зависит и от типа адаптера, и от его разрешения, и от объема видеопамяти, отводимой компьютером адаптеру.

Минимальный элемент изображения на экране (точка) называется пикселем - от английского «picture element». Адаптер EGA формирует прямоугольные пиксели, а VGA и SVGA, — квадратные. Необходимо подчеркнуть, что изображения символов в текстовом режиме формируются теми же пикселями, которые образуют и графическую картинку. Разница в том, что в текстовом режиме программно-аппаратными средствами для каждого символа создается «матрица» из пикселей, и эта матрица как целое «печатается» на экране. Поэтому скорость вывода изображения в текстовом режиме - гораздо выше, чем в графическом. Например, адаптер EGA для изображения каждого символа использует матрицу точек размером 8х14 (8 столбцов и 14 строк).

С параметрами видеоадаптера не следует путать физические характеристики монитора — размер зерна люминофора т.е. смешивать понятия «зерно» и «пиксель». Размер зерна изменить нельзя, а размер пикселя зависит от режима видеоадаптера. Для адаптеров с высоким разрешением нет смысла использовать монитор с крупным зерном.

В общем случае принято считать, что в текстовом режиме мониторы не очень отличаются друг от друга по четкости картинки, однако в графическом режиме с ростом разрешения растет и качество изображения.

Монитор – устройство визуального представления данных. Это не единственно возможное, но главное устройство вывода. Его основными потребительскими параметрами являются: размер и шаг маски экрана, максимальная частота регенерации изображения, класс защиты.

Размер монитора измеряется между противоположными углами трубки кинескопа по диагонали. Единица измерения – дюймы (1” – 25,4 мм). Стандартные размеры: 14”; 15”; 17”; 19”; 20”; 21”. В настоящее время наиболее универсальными являются мониторы размером 15 и 17 дюймов, а для операций с графикой желательны мониторы размером 19-21 дюйм.

Шаг маски измеряют в долях миллиметра (иногда называют размером зерна, это диаметр точки изображения, которые можно увидеть только через лупу). В настоящее время наиболее распространены мониторы с шагом маски 0,25-0,27 мм. Устаревшие модели могут иметь шаг 0,43 мм, что негативно сказывается на органах зрения при работе с компьютером (чем меньше диметр точки изображения, тем больше точек приходится на единицу площади экрана, тем четче изображение). Модели повышенной стоимости могут иметь значение менее 0,25 мм.

Частота регенерации (обновления) изображения показывает, сколько раз в течении секунды монитор может полностью сменить изображение (поэтому ее также называют частотой кадров). Этот параметр зависит не только от монитора, но и от свойств и настроек видеоадаптера. Частоту регенерации изображения измеряют в герцах (Гц). Чем она выше, тем четче и устойчивее изображение, тем меньше утомление глаз, тем больше времени можно работать с компьютером непрерывно. При частоте регенерации порядка 60 Гц мелкое мерцание изображения заметно, невооруженным глазом. Сегодня такое значение является не допустимым. Минимальным считают значение 75 Гц, нормативным – 85 Гц и комфортным – 100 Гц и более.

Класс защиты монитора определяется стандартом, которому соответствует монитор с точки зрения требований техники безопасности. В настоящее время общепризнанными считаются следующие международные стандарты: MPR-II, TCO-92, TCO-95, TCO-99 (приведены в хронологическом порядке. Стандарт MPR-II ограничил уровни электромагнитного излучения пределами, безопасными для человека. В стандарте TCO-92 эти нормы были сохранены, а в стандартах TCO-95 и TCO-99 ужесточены. Эргономические и экологические нормы впервые появились в стандарте TCO-95, а стандарт TCO-99 установил самые жесткие нормы по параметрам, определяющим качество изображения (яркость, контрастность, мерцание, антибликовые свойства покрытия).

Важнейшее значение для эффективной работы с компьютером имеет правильное использование монитора. Приведем некоторые рекомендации по этому поводу.

1. Учтите, что монитор — это хрупкий прибор, поэтому монитор надо поставить так, чтобы он стоял надежно, а не на краю стола.

2. Надо установить монитор так, чтобы на него было удобно смотреть. Поверните монитор таким образом, чтобы Вы смотрели на экран под прямым углом, а не сбоку. Лучше, чтобы Вы смотрели на экран немножко сверху вниз, так, что экран должен быть слегка наклонен, — нижний его край должен быть ближе к Вам.

3. Надо правильно задать регулировки изображения. Ведь на экран монитора Вы, может быть, будете смотреть много часов подряд, и если он неправильно отрегулирован, Вы скоро испортите глаза. Сначала надо отрегулировать яркость и контрастность монитора. Не следует делать изображение слишком ярким, — от этого быстро устанут глаза. Проверьте это так: черный цвет на экране должен быть действительно черным, а не белесым. Если на Вашем мониторе есть ручка фокусировки, подкрутите ее так, чтобы изображение было максимально четким.

4. Монитор всегда быстро загрязняется пылью. Надо регулярно стирать эту пыль с экрана мягкой тряпочкой.

5. Кинескоп, находящийся внутри монитора, использует очень высокое напряжение, поэтому ни в коем случае не следует открывать крышку монитора и тем более трогать находящиеся под этой крышкой детали. Это должны делать только специалисты по ремонту мониторов.

Клавиатура

 

Клавиатура – клавишное устройство управления персональным компьютером. Служит для ввода алфавитно-цифровых (знаковых) данных, а также команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. С помощью клавиатуры управляют компьютерной системой, а с помощью монитора получают от нее отклик.

Состав клавиатуры. Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш (101 или 104), функционально распределенных по нескольким группам (см. рис. 2.5.)

Клавиатура имеет несколько групп клавиш:

· алфавитно-цифровые;

· функциональные;

· управляющие и т.д.

Для разных языков существуют различные схемы закрепления символов национальных алфавитов за конкретными алфавитно-цифровыми клавишами. Такие схемы называются раскладками клавиатуры. Общепринятые раскладки клавиатуры имеют свои корни в раскладках клавиатур пишущих машинок. Для персональных компьютеров IBM РС используемых в России типовыми считаются раскладки (английская) и (русская).

Мышь

 

В современной технологии вместе с клавиатурой используется и другое устройство ввода информации — манипулятор типа «мышь».

Мышь - устройство управления манипуляторного типа. Представляет собой плоскую коробочку с двумя-тремя кнопками. Перемещение мыши по плоской поверхности (специальному коврику) синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора. Компьютером управляют перемещением мыши по плоскости и кратковременными нажатиями на левую или правую кнопку. (Эти нажатия называются щелчками). Щелчок (это означает, выбрать объект на экране монитора (кнопку, программу, документ и др.) затем нажать и быстро отпустить левую кнопку мыши, при этом происходить подсветка выбранного объекта которая обычно сопровождается изменением цвета), двойной щелчок (два последовательных щелчка, выполняемых в течении малого промежутка времени), перетаскивание (означает установку указателя мыши на объект, затем нажав левую кнопку мыши и (при нажатой кнопки) можно осуществить дальнейшее перемещение объекта вместе с перемещением мыши).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: