Синтаксис оператора цикла

Бейсик FOR счетчик = начальное_ значение TO конечное_ значение STEP приращение_цикла оператор или блок операторов NEXT Если приращение не указывать, то оно считается равным 1

Пример инициализации десяти элементов массива а.

FOR I = 1 TO 10

A(I) = 0

NEXT

 

 

Кодирование алгоритмов на Паскале

Язык Паскаль имеется практически на всех ЭВМ и используется для обучения началам программирования в ВУЗах. Язык Паскаль в любой версии – это язык структурного программирования, принципы которого были предложены голландским профессором Дийкстрой в 1969 году, но был создан швейцарским профессором Виртом в 1970 году строго в соответствии с принципами структурного программирования и с тех пор остался практически неизменным.

Программы на Паскале состоят из операторов и комментариев. Каждый оператор соответствует некоторой операции, которую может выполнить компьютер. Комментарии включаются в тексты программ для их документирования, и заключается в фигурные скобки.

Простейшие программы на Паскале имеют такую форму:

{Название программы}

PROGRAM < имя – программы>;

<описание – данных>;

BEGIN

<операторы – программы>;

END.

Основные типы операторов языка Паскаль:

· операторы ввода – вывода;

· присваивания;

· описания данных;

· обращения к функциям;

· обращения к подпрограммам;

 

Приведем некоторые примеры операторов необходимые для проведения практических занятий и самостоятельной работы.

Примеры операторов ввода-вывода на экран:

 

Оператор Действие
WRITELN («привет»); WRITELN («корень=»; x); READLN (n); WRITE («а=»); READLN (a); вывод («привет») вывод (корень=», х) ввод (п) запрос («а=», а)

 

Примеры операторов присваивания:

 

Присваивания Результат
a:= 0; b:= a+1; c:= 2*b+3; d:= b/c; b:= b+1; b:= b-1; a = 0 b = a+1 = 1 c = 2*b+3 = 5 d = b/c = 0.2 b = b+1 = 2 b = b-1 = 1

 

Математические функции с примерами обращения:

 

Функция Смысл Пример Результат
randum int(x) abs(x) sgrt(x) sin(x) cos(x) tan(x) atn(x) exp(x) ln(x) - случайное число от 0 до 1 - целая часть числа х - абсолютное значение числа - квадратный корень числа - синус, аргумент вводится в радианах - косинус, аргумент вводится в радианах - тангенс, аргумент вводится в радианах - арктангенс, аргумент вводится в радианах - экспонента - логарифм натуральный randum int(5/3) abs(-2) sgrt(16) sin(0) cos(0) tan(0) atn(0) exp(0) ln(1)  

 

Переменные и массивы в программах на Паскале должны быть описаны явно в самом начале текста программы после атрибута VAR. Основные типы данных в программах на языке Паскаль:

INTEGER -целочисленные;

REAL -вещественно – числовые;

STRING -строковые;

CHAR -символьные;

BOOLEAN – логические.

 

Примеры описания переменных в программе на Паскале:

VAR n, m: INTEGER; { n, m – целочисленные переменные }

a, b, x: REAL; { a, b, x – вещественные числа }

str, s1, s2: STRING; { str, s1, s2 -символьные строки }

p, g: BOOLEAN; { p, g – логические признаки }

 

Описание массивов в программах на Паскале задаются с помощью атрибут ARRAY, после которого указываются размеры массива и тип значений его элементов:

VAR Nam ARRAY [1…10] of STRING; { Nam – массив из 10 строк }

Axy ARRAY [1…3, 1…4] of REAL; { Axy -числовая матрица 3х4 }

Описание процедур – функций в языке Паскаль:

 

FUNCTION < имя - функции > (< перечень - параметров >) < тип значений >;

VAR < внутренние переменные и массивы >;

BEGIN

< операторы >;

< имя - функции >:=< выражения >;

END;

Пример описания процедуры – функции на языке Паскаль:

FUNCTION PSum (VAR x, y: REAL): REAL;

VAR Sum: REAL;

BEGIN

Sum:= x +y;

PSum:= Sum / 2;

END;

Описание процедур – подпрограмм имеют ту же структуру, что и описания п роцедур - функций:

 

PROCEDURE < имя - процедуры > (< перечень - параметров >);

VAR < внутренние переменные и массивы >;

BEGIN

< операторы >;

END;

Общая форма обращения к процедурам – подпрограммам на языке Паскаль:

CALL <имя - процедуры> (< аргументы >);

 

К числу управляющих операторов можно отнести условные операторы, имеющие следующую форму записи и смысл:

 

Условный оператор Действие
if <условие> then <оператор-1> else< оператор-2> если <условие> то <действие-1> иначе <действие-2>

После ключевого слова if (если) следует условие, и если оно истинно, то выполняется оператор или блок операторов, следующих за ключевым словом then (то), если оно ложно, то выполняется оператор или блок операторов, следующих за ключевым словом else (иначе).

 

Пример.

 

if a > 0 then a:= 0

else a:= -1;

Оператор цикла.

 

При решении задачи в большей части случаев заранее известно, раз понадобится выполнить цикл. Так бывает, как правило, при обработке массивов, размер которых всегда или известен заранее, или легко определяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: